Дмитрий Вахруков: Петербург получит более 30 млрд рублей на развитие транспортных проектов

Петербург получит от федерального центра более 30 миллиардов рублей в виде инфраструктурных бюджетных кредитов на 15 лет под 3% годовых.

Петербург получит от федерального центра более 30 миллиардов рублей в виде инфраструктурных бюджетных кредитов на 15 лет под 3% годовых. Средства предназначены для строительства развязки Западного скоростного диаметра в районе Шкиперского протока, Витебской развязки и масштабного обновления подвижного состава «Горэлектротранса». Подробнее о поддержке городских проектов, конкурентных преимуществах Петербурга по сравнению с Москвой, а также законодательных изменениях в развитии особых экономических зон – в эксклюзивном интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с заместителем министра экономического развития Дмитрием Вахруковым.

Дмитрий Вахруков. Фото: economy.gov.ru / - Источник

Максим Морозов: Дмитрий Сергеевич, любопытно ваше экспертное мнение, в чём заключаются сильные и слабые стороны Петербурга с точки зрения привлечения инвестиций, в том числе в такой непростой период, который мы все сейчас переживаем?

Дмитрий Вахруков: Экономика Санкт-Петербурга очень диверсифицирована. Прежде всего, судостроение, машиностроение, энергетическое машиностроение, фармкластер, нефтехимия.

Экономика Петербурга устойчивая, а устойчивую экономику всегда найдут инвестиции. В регионе предпринимается много мер и создаются механизмы по привлечению инвестиций. Это и Особая экономическая зона, и региональный инвестиционный стандарт — та вещь, которая в 2023 году появится в городе, а также другие формы сопровождения инвестиций. У города большой плюс — это опыт ГЧП. Всё это должно помочь сохранить большой объём инвестиций, мне кажется, это больше полутриллиона рублей в год.

Максим Морозов: Как меняется инвестиционная привлекательность Петербурга в сравнении с другими сопоставимыми регионами? В Петербурге принято сравнивать себя с Москвой.

Дмитрий Вахруков: Все пытаются зачем-то друг друга сравнить. Наверное, это важно с точки зрения самоощущения. Сейчас очень важно привлечь инвестиции в адаптацию и импортозамещение. Устойчивость экономики будет более показательной, нежели общий объём инвестиций. Мы понимаем все сложности и с комплектующими, и с оборудованием, и с обслуживанием этого оборудования. Санкт-Петербург обладает компетенциями во всех нишах, которые сегодня открываются, например, в судостроении и в энергетическом машиностроении. У Москвы, кстати, их меньше по этим отраслям, по крайней мере. Давайте посмотрим по результатам, потому что сейчас сказать, кто как пройдёт ближайшие два года очень сложно. Это будет, конечно, зависеть как от усилий региональных команд, так и от внешней конъюнктуры.

Максим Морозов: Вы обмолвились о двух годах. Сейчас много мемов и шуток о том, какой горизонт планирования. В Интернете шутят, что «горизонт планирования – 10-15 минут». Какой рабочий горизонт планирования вы рассматриваете?

Дмитрий Вахруков: Я с этими шутками не соглашусь, потому что мы всё-таки министерство прогнозирования, наш минимальный горизонт планирования — три года. Нас обычно ругают за две вещи. За то, что у нас слишком пессимистичные прогнозы и за то, что они не сбываются. Не знаю, что в этой ситуации лучше. Важны не цифры прогноза, а правильный выбор приоритетов.

Максим Морозов: Какие федеральные меры поддержки и развития экономики в Петербурге показали эффективность, а какие, напротив, были скорректированы?

Дмитрий Вахруков: Санкт-Петербург — это субъект федерации, который не очень сильно нуждается в федеральных мерах поддержки, имеет достаточно сильную собственную экономику. Вместе с тем, регион активно использует инструменты, которые есть: команде удалось привлечь инфраструктурный бюджетный кредит на более чем 30 млрд рублей. Это средства на ключевые транспортные проекты. Внедряется региональный инвестиционный стандарт, это тоже федеральный инструмент. Если говорить о том, что могло бы сработать неудачно, у меня таких примеров нет. Есть, например, меры по реструктуризации бюджетных кредитов, это когда задолженность перед федеральным бюджетом реструктурируется, и эти деньги могут быть направлены на реализацию инвестиционных проектов. Но у Санкт-Петербурга нет таких кредитов.

В части особых экономических зон Петербург — ежегодный лидер по стране в профильном рейтинге.

Это тоже федеральный инструмент, но он в полной мере зависит от усилий региональной команды.

Максим Морозов: В 2021 году правительственная комиссия по региональному развитию Российской Федерации одобрила заявки Петербурга на получение инфраструктурных бюджетных кредитов. Эти средства, предназначены для строительства развязки Западного скоростного диаметра в районе Шкиперского протока, строительства Витебской развязки и масштабного обновления подвижного состава «Горэлектротранса». По каким критериям оценивается эффективность проектов, которые финансируются за счёт таких инфраструктурных кредитов?

Дмитрий Вахруков: Сейчас, по моим данным, цифра уже больше 30 миллиардов. Вообще, это кредит на 15 лет под 3% годовых. Очень доступные деньги: длинные, дешёвые. Под 3% годовых в текущих условиях – почти бесплатные. Это деньги, которые регион может направить в свою инфраструктуру. Как мы оцениваем? У Минэкономразвития есть оценка социально-экономических эффектов от реализации этих проектов. Пока мы видим параметры, которые заявляет регион. Регион видит эти проекты, понимает, какой бизнес может развиваться на основе новых транспортных развязок. Многие регионы в вкладывают в коммунальную инфраструктуру, считают, сколько может быть построено квадратных метров жилья, привязывая это к инфраструктурным проектам. И, соответственно, заявляют рабочие места, доходы новых производств, исходя из чего мы можем посчитать общий социально-экономический эффект от этих инвестиций. Здесь есть две ключевых вещи. Во-первых, это всё-таки возвратные деньги. Бюджет субъекта должен будет их вернуть. Это говорит о том, что проект, который будет реализовываться, должен приносить новые налоги, которых бы хватало на то, чтобы вернуть деньги федеральному бюджету. Второй момент — это содержательная оценка заявленных регионом эффектов. У меня нет существенных сомнений в том, что мы подтвердим оценку, которую сделал Санкт-Петербург.

Максим Морозов: Петербург и Ленинградская область развиваются как агломерация, однако, на практике возникает ряд вопросов, решение которых стимулировало бы более эффективное развитие. Например, жители приграничных с Петербургом районов Ленобласти зарегистрированы в области, работают в Петербурге, то есть из-за маятниковой миграции социальную нагрузку несут областные бюджеты разных уровней, а налоги от предприятий, на которых работают жители области, поступают в бюджет Петербурга. Каким видится решение данного вопроса? Какие рекомендации из практики для эффективного развития регионов в рамках агломерации вы могли бы дать?

Дмитрий Вахруков: Сложившейся практики, которая могла бы лечь в основу рекомендаций с точки зрения агломерации, пока нет.

Мы ведём большую работу по подготовке методик долгосрочных программ развития агломераций, критерии этого единого рынка труда, планируем оценить возможность синергии эффектов от социальной, инженерной инфраструктуры.

Мы пока не замахиваемся на межбюджетные отношения, на то, с чего вы начинали вопрос. Это извечный спор о том, что части агломерации, не входящие в столицу, содержат социальную инфраструктуру, но вообще столичные регионы не в меньшей степени расширяют инженерную инфраструктуру, особенно транспортную, и тоже несут существенные капиталовложения для того, чтобы обеспечить эту маятниковую миграцию. Тот же подвижной состав, который в рамках инфраструктурного бюджетного кредита Санкт-Петербург будет закупать, — это тоже транспорт, транспорт для обеспечения рынка труда. Здесь без изменения всей системы межбюджетных отношений и без объединения межбюджетных отношений в агломерации в единое целое, наверное, эту развилку пока не пройти.

Максим Морозов: С чего начинать путь? Субъект должен выходить на уровень Совета Федерации, министерств? Кто должен сделать первый шаг, куда обращаться?

Дмитрий Вахруков: В этом году мы, как Минэкономразвития, проходим три пилотных субъекта в рамках формирования долгосрочных программ. Посмотрим, что там будет получаться, и в следующем году можем пообщаться с руководством Санкт-Петербурга. У нас в следующем году, наверное, будет ещё пять таких проектов. Первые шаги, которыми нужно двигаться — это определить границы.

Максим Морозов: Здесь не только Санкт-Петербург, но и Ленинградская область, потому что связка.

Дмитрий Вахруков: Безусловно, всегда жалуются и те, и другие.

Нужно определить границы агломерации, чтобы понять, где у нас общий рынок труда, и в дальнейшем уже двигаться к формам взаимодействия. Их может быть много. Мы недавно разработали проект постановления, которое подразумевает возможность заключения межмуниципальных и межрегиональных соглашений, в том числе финансовых, с помощью которых можно было бы совместно финансировать создание общей инфраструктуры.

Максим Морозов: Регионы, особенно расположенные по соседству, конкурируя за резидентов, определяют различные условия для вхождения в особые экономические зоны. Например, у одного региона более строгие требования, в том числе к инновационности производства, а у соседнего региона более мягкие требования. В итоге, обычное, не инновационное, предприятие локализуется в регионе с более мягкими требованиями. Другими словами, регион с более строгими требованиями к резидентам теряет инвесторов, потому что добросовестно выполняет требования закона. Как в министерстве видят решение данного вопроса, который иногда связан с недобросовестной конкуренцией регионов, и какие законодательные изменения ожидаются в части работы особых экономических зон? В чём состоят предложения министерства?

Дмитрий Вахруков: О фактах такого неправомерного поведения регионов или управляющих компаний особых экономических зон нам неизвестно. Да, безусловно, регионы, пытаясь привлечь инвестиции в особую экономическую зону, могут использовать дополнительные административные преференции, может быть, что-то сделать с региональными налоговыми льготами. Но у нас критерии доступа резидентов, установленные законом, едины для всей страны. Разные регионы и разные особые экономические зоны могут предоставлять, например, разные сроки доступа к инфраструктуре. Где-то это проходит медленнее. Является ли это в другой особой экономической зоне барьером? Нет, но зато для вас это является конкурентным преимуществом.

Максим Морозов: По поводу изменения в режиме работы особых экономических зон, я знаю, что обсуждаются различные законодательные изменения, направленные на повышение эффективности работы. О чём вы могли бы рассказать, что сейчас обсуждается?

Дмитрий Вахруков: Мы сейчас выходим с инициативой сократить срок получения статуса резидента с 40 до 15 дней. Уже подготовили поправки в законодательство.

Второе — усилить роль особых экономических зон в процессах импортозамещения. Для этого будем стимулировать создание единых технологических цепочек в рамках особых экономических зон.

Для тех поставщиков, которые планируют создать производство импортозамещающей продукции, которая будет востребована резидентом особой экономической зоны, мы упростим доступ в саму особую экономическую зону по соглашению о взаимном производстве продукции. Можно будет «притянуть» к себе импортозамещающего контрагента. И если даже производитель, который импортозаместит какой-то ключевой компонент или важное оборудование, находится вне особой экономической зоны, мы предлагаем дать ему возможность воспользоваться процедурой свободной таможенной зоны и освободить его от уплаты НДС с тех поставок, которые будут осуществляться резиденту.

Автор: Максим Морозов

Последние новости

В новогодние каникулы снежная уборка Курортного района проходила в круглосуточном режиме

В новогодние каникулы снежная уборка Курортного района проходила в круглосуточном режиме.

Учебно-практическое мероприятие по «Армейскому тактико-стрелковому многоборью»

На базе ДОСААФ России по адресу: ул. Жака Дюкло, д. 66 состоялось учебно-практическое мероприятие по «Армейскому тактико-стрелковому многоборью» «Тактический биатлон» среди молодежи Санкт‑Петербурга допризывного возраста,

В петербургском ГУАП начала работать станция по приему спутниковых данных

Она будет использоваться как резервный ресурс для решения задач МЧС в СЗФО Фото:

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Краснотурьинске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *