В конце февраля вступили в силу новые санкции против России
США и Евросоюз подготовили очередные пакеты ограничений, которые, по замыслу авторов, должны негативно влиять на нашу экономику.
США и Евросоюз подготовили очередные пакеты ограничений, которые, по замыслу авторов, должны негативно влиять на нашу экономику. Однако последняя продолжает демонстрировать устойчивость.
ФОТО Unsplash
Напомню, что год назад первые западные санкции привели к серьезному беспокойству. Курс доллара улетел вверх, а торги на фондовом рынке даже пришлось приостановить — настолько быстро инвесторы стремились избавиться от российских акций. Авторитетные экономисты тогда соревновались в пессимистичности прогнозов.
Но что мы видим год спустя? Рубль за это время успел переукрепиться, а теперь вернулся к своим нормальным прошлогодним значениям. Фондовый рынок перезапустили снова, и сейчас российские акции котируются почти на тех же уровнях, что и год назад. Причем ни на какие пакеты санкций биржи практически не реагировали, а единственное серьезное снижение произошло в конце сентября.
Вот и сейчас, после вступления в силу десятого пакета санкций ЕС и не менее масштабных ограничений со стороны США, индекс Мосбиржи и не подумал снижаться. На данный момент он находится в районе отметки 2270 — значительно выше октябрьских минимумов.
Получается, российская экономика выработала своеобразную «нечувствительность к санкциям». Об этом все чаще пишут даже западные СМИ. Так, о неэффективности санкций на днях сообщил Bloomberg. По данным агентства, Россия не просто успешно обходит ограничения, но уже в значительной степени восстановила свой импорт до уровня начала 2022 года.
В основном, конечно, за счет реэкспорта из дружественных стран. Прежде всего речь идет о Китае, Турции и, разумеется, странах СНГ. В качестве примера приводится Казахстан, который в 2021 году экспортировал в РФ полупроводников на 12 тысяч долларов, а теперь нарастил поставки в этой сфере до $ 3,5 миллиона. Очевидно, наши соседи за это время отнюдь не вырвались в лидеры индустрии — чипы поступают к ним из Юго-Восточной Азии. То же самое происходит во многих отраслях и в других странах — нам помогают Индия и Китай, Киргизия и Узбекистан, Турция и Армения…
Сейчас власти США стремятся положить конец этой практике и грозят участникам обходных схем вторичными санкциями, раздают рекомендации и «расставляют красные флажки». В какой‑то мере это может сработать, но в целом у западного мира не хватит ресурсов, чтобы обложить всех наших партнеров. Запад может вести санкционную борьбу с отдельно взятой Россией — но если рассматривать весь блок дружественных нам стран, то соотношение сил окажется совсем иным.
К тому же крепнет ощущение, что вводимые санкции не слишком продуманы и составлялись, скорее, политиками, чем экономистами. Введено рекордное количество ограничений, однако некоторые из них работают, скорее, в противоположном направлении. Так, например, большие вопросы вызывает охота за активами россиян за рубежом и наступление на российский банковский сектор.
Фактически идет политика отключения наших кредитных организаций от международной банковской системы. В новый американский пакет санкций попали 11 российских банков, а в десятый пакет ЕС — Альфа-банк, Росбанк и «Тинькофф». В результате под ограничения попали все значимые российские банки, кроме двух западных «дочек» (Райффайзенбанка и ЮниКредитБанка).
Но что в результате? Фактически коллективный Запад препятствует оттоку из России капиталов, что делает нашу экономику только сильнее. Некоторые финансисты шутят: США и ЕС одновременно с санкциями вводят и «антисанкции», делая за российские власти их работу. К слову, наше правительство проявляет в этом смысле похвальную сдержанность и сосредоточилось на том, чтобы минимизировать негативные последствия для своей страны, а не навредить другим.
Разумеется, санкционное давление все равно влияет на нашу экономику. В минувшем году российская экономика не потеряла десятки процентов от ВВП, но -2,1 % (оценка Росстата) или -2,2 % (МВФ) — это тоже минус. По январским данным Росстата, большинство показателей оказалось в минусовой зоне. Реальные доходы граждан немного снизились, понемногу начал расти бюджетный дефицит. Впрочем, пока ситуация под контролем благодаря накопленным запасам.
При этом кто‑то от нынешней ситуации и выигрывает. Так, большинство индексов предпринимательской уверенности находятся сейчас на максимумах за несколько лет. Менеджеры и руководители предприятий ждут роста промышленности и улучшения спроса. Что, в общем, понятно: они занимают те ниши, которые остаются после ухода западных компаний и благодаря сокращению импорта.
Думается, бизнес действительно адаптировался к санкциям и готов к росту.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7367) от 03.03.2023 под заголовком «Нечувствительность к санкциям».
Последние новости
В Петербурге суд оштрафовал экс-участника группы «Король и шут» Александра Балунова за дискредитацию ВС РФ
На 30 тысяч рублей Красногвардейский районный суд Петербурга привлек к административной ответственности Александра Балунова, сооснователя и бывшего бас-гитариста группы «Король и Шут»,
В Петербурге завершили капремонт Вознесенского и Подьяческого мостов
Работы заняли чуть больше пяти месяцев Вознесенский и Подьяческий мосты через канал Грибоедова встречают Новый год с обновлённым убранством,
Петербургские предприниматели получили места для новогодней торговли
С 2 по 8 января они будут знакомить посетителей со своей продукцией Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник» ВТБ эксклюзивно предоставил своим клиентам ярмарочные домики на новогоднем фестивале,
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи