Как депутаты кальянные решили побороть. И борщевик тоже
Заседание городского парламента 4 декабря 2019 года войдет в историю со слоганом «на пляжах не купаются, на пляжах загорают», очередной попыткой закрыть кальянные и открытой войной против борщевика.
Заседание городского парламента 4 декабря 2019 года войдет в историю со слоганом «на пляжах не купаются, на пляжах загорают», очередной попыткой закрыть кальянные и открытой войной против борщевика. За дискуссиями наблюдал «Петербургский формат».
Против кальянных, которых развелось более чем в нашем городе, направлено постановление о федеральной законодательной инициативе по внесению изменений в статью 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Документ подготовлен главой комитета по законодательству Денисом Четырбоком и стал очередным в его пакете федеральных инициатив. Они обычно направляются в Государственную Думу для установления правил по всей стране. Перспективы принятия непредсказуемы, но обсуждение перспективное.
В самом законопроекте говорится о запрете употребления табака в помещениях общественного назначения, расположенных в многоквартирных домах. Дело в том, что сегодня запрет на курение распространяется в жилых домах на такие общественные места как лестничные площадки и лифты. Но он не затрагивает нежилые помещения. А в них часто открываются кальянные или рестораны с возможностью заказать кальяны. Курят посетители кальяны почти без остановки, все запахи и вредные вещества попадают в вентиляцию и в квартиры.
«Все курили раньше в ресторанах. А предложение курить на улице воспринималось. Но прошло время, все привыкли. И пройдет время и мы поймем, что не место у нас кальянным другим курильням», — заключил автор инициативы.
Сергей Трохманенко уточнил, предполагается ли распространение действия закона на пристроенные помещения к жилым домам, в которых могут располагаться рестораны.
— Если пристройка – часть дома, то действие будет распространяться и на встроенные помещения, чтобы не нарушить вентиляционные коммуникации, — ответил Четырбок.
Депутата Алексея Ковалева смутила формулировка в законопроекте, говорящая про запрет на употребление табака в местах общественного назначения, так как юридически такого понятия нет. «Вы, видимо, взяли такое понятие из санитарных норм. Но оно не закреплено в законе. Использование в федеральном законе понятия из документа ниже по уровню, может создать правовые проблемы», — считает депутат.
Александр Тетердинко обозначил одну из самых спорных тонкостей. О том, что представители соответствующего бизнеса могут продолжить организовывать кальянные, аргументируя тем, что в кальянах табака нет. И говорить, что они используют курительную смесь без табака. Автор инициативы, как оказалось, об этом знает: глава КПЗ обозначил, что пока не определи термины, которыми можно было бы обозначить не табачные смеси. И формулировке пока сложно поддается обозначение как электронных систем курения различных смесей и жидкостей, так и курительных смесей без табака.
Борис Вишневский всем тут же напомнил, что табачного дыма не переносит в принципе и что единственное условие общения с ним – это не курение сигарет в его присутствии. И в этой части его очень волнует то, что граждане курят в своих квартирах в жилых домах и запах от сигарет по вентиляции попадает в квартиры и отравляет жизнь соседям.
Депутат и врач Александр Егоров напомнил, что рак легких напрямую связан с потреблением табака, который является источником более 7 тысяч летучих субстанций. Он согласился с инициативой, обозначив вред от пассивного курения, так как до 85 процентов табачного сигаретного дыма попадает в атмосферу.
— Все знают, что я не курю, — выступил депутат Михаил Амосов, — люди имеют право, зная о вредности курения, курить. Есть такая культурная традиция.
Но потом депутат сказал, что законопроект, который состоит фактически из одного предложения, «сырой» и требует «коренной кардинальной переработки». И привел пример: «В доме может располагаться в нежилых помещениях нотариальная контора. Нотариус может курить? Да. Почему нет? Во время перерыва. И кальянные… это ограничение бизнеса, как ни говори», — сказал депутат.
Председатель городского парламента Вячеслав Макаров и депутат Денис Четырбок в своих выступлениях напомнили, как трудно было некурящим гражданам и семьям с детьми, когда курить можно было во всех кафе и ресторанах, на лестницах в домах. И как негативно с другой стороны воспринимался федеральный закон, наложивший запрет на курение в общественных местах, где создавались неудобства для некурящих граждан. При этом глава комитета по законодательству согласился с одной из рассматриваемых в ГосДуме инициатив вернуть кабинки для курения в аэропортах, так как курящие граждане перед длинным перелетом должны иметь возможность перекурить. Ведь ограничительные меры в аэропортах привели к злоупотреблениям и тайному курению в неположенных местах.
Депутат Мария Щербакова, которая ранее была главой Центрального района в Петербурге, сообщила, что только в Центральном районе при мониторинге было обнаружено более 260 залов с кальянами. «Кальянные организованы в каждом десятом доме. От их деятельности и от дыма страдает более 20 тысяч жителей. На Таврической, 5 организовали кальянную в подвальном помещении. С прокуратурой, администрацией, общими усилиями нам удалось тогда 8 судов выиграть. Но ни одно из судебных решений не было исполнено».
Глава парламента также поделился опытом борьбы с кальянными на местах: «Я тоже делал все возможное для закрытия кальянной на Петроградской стороне. В помещении 3 на 4 метра юноши, девушки, подростки. Нам пытаются говорить, что это малый и средний бизнес. Какой это может быть бизнес вообще? Мы отравляем прежде всего нашу молодежь. Давайте лучше сделаем так, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни. Потому что наличие таких заведений вредно не только для физического, но и психологического здоровья», — сказал Вячеслав Макаров, напомнив, что городской парламент поступило очень много благодарностей тогда, когда даже в Мариинском дворце исчезли места для курения и все, страдающие этой зависимостью, стали выходить на улицу.
На пляжах не купаются, на пляжах загорают
Десятки петербургских пляжей можно будет благоустраивать. Депутаты приняли за основу законопроект, наконец, присвоив им статус объектов благоустройства. Сделать это можно было и 10 лет назад, однако почему-то додумались парламентарии до простой инициативы только в наши дни. Пляжи же, доступные для граждан с ограниченными возможностями, по законопроекту, должны войти в перечень социально значимых объектов города.
Однако принятие простой инициативы вызвало бурную дискуссию. Депутат Юрий Гладунов сообщил, что для петербуржцев, которые хотят принимать солнечные ванны на пляжах, можно будет их оборудовать, проложить дорожки. А депутат Алексей Ковалев тут же напомнил о том, что все лето в Курортном районе была борьба с ГБУ «Курортный берег», которое зачем-то забетонировало пляж.
Напомним, что информационный шум вокруг пляжей Курортного района Петербурга возник в СМИ в октябре 2018 года, когда жители Сестрорецка вдруг обнаружили, что их любимый Офицерский пляж… бетонируют. Хотя он почти самый маленький в списке 24 официальных городских пляжей. Его частично закрыли двумя большими настилами на бетонном основании. Размер наиболее крупного из них – 32 на 16 м. Помимо этого, в дальнем конце пляжа появились домик и башня-опора для катания на вейкборде. Бетонные террасы и дорожки оказались «объектами благоустройства», сооруженными на бюджетные деньги за 9 миллионов рублей. Местные жители с удивлением узнали, что, оказывается, они еще в 2017 году «одобрили» данный проект реконструкции в ходе слушаний по бюджету. Аналогичная «реконструкция» ожидала и все 9 городских пляжей Финского залива – от сестрорецких Дубков до Ушково. Как сообщил Юрий Гладунов, знакомый, видимо с ситуацией, пляжи вроде «разбетонировали». «Кто-то с больной фантазией решил освоить деньги по благоустройству и закатали в бетон. И, вроде, как и раскатали», — сказал депутат.
— А на каких пляжах, где можно купаться?, — спросили у депутата.
— Чо-чо?, — переспросил Гладунов. И тут же ответил: «Купаться можно на всех. Но разрешено на одном». Потом еще подумал и уже с места изрек: «А на пляжах не купаются. На пляжах загорают». И все его коллеги поняли, что они не будут больше никогда купаться на пляжах.
Прояснил все спикер ЗакСа Вячеслав Макаров: «Мы не южный город. И у петербуржцев должна существовать возможность выехать семьями на отдых на пляж, поесть мороженного, употребить прохладительные напитки. Я подчеркну, прохладительные напитки. И благоустройством этих территорий нужно заниматься сразу, как только сойдет снег. Кроме того, нужно обеспечивать безопасность на пляжах. На них должны размещаться посты спасателей, пожарных, медицинские пункты».
На борьбу с борщевиком
Борщевик в окрестностях Петербурга будет уничтожаться системно и на правительственном уровне. Инициатива по изменению закона о зеленых насаждениях в нашем городе, наделяющая правительство Петербурга правами и обязанностями в этом направлении, была воспринята еще несколько дней назад с юмором, но одобрена в первом чтении. Так как основной ее посыл был в том, что парламентарии собрались бороться с нападающим на людей сорным растением. Однако о серьезности проблемы заговорили еще летом, когда губернатор Петербурга Александр Беглов во время объездов отдаленных районов города обсуждал с муниципалами трудности благоустройства тех или иных городских территорий. И тогда еще приведение в порядок садов и скверов, заросших борщевиком, выделялось в «отдельное производство», так как сначала ставилась задача уничтожить сорное растение, разрастающееся довольно стремительно и имеющее мощную корневую систему. А потом уже приступить к озеленению площадей.
По словам автора законопроекта Дениса Четырбока, у борщевика есть два негативных фактора: он быстро распространяется как типичный сорняк и при контакте с кожей вызывает ожоги. Так за прошедший летний сезон за помощью с ожогами обратилось 70 человек. И подобная ситуация наблюдается ежегодно. В соседних регионах, по его словам, уже приняты программы и меры, связанные с уничтожением сорняка.
Глава городского парламента напомнил, что борщевик широко распространился в 70-е годы: «Я помню мое детство. У нас колорадских жуков и борщевиков не было. Они появились позже, когда я уже окончил Суворовское училище ( 1973 год – ред. ). Беспощадная борьба тогда развернулась с борщевиком, к тому времени им были заняты целые плантации. И если его не уничтожать, он будет и дальше распространяться в геометрической прогрессии», — сказал Вячеслав Макаров
На заседании обсуждался вопрос, почему не в полномочия муниципалитетов передается работа по уничтожению сорняка. Но автор инициативы предположил, что тогда в городе могут начаться «муниципальные войны»: «Эта работа должна быть комплексная по всему городу, а не в полномочиях муниципалитетов. В одном муниципалитете решат проблему, а в другой семена перелетят. А потом обратно. И так до бесконечности».
Депутат Михаил Амосов привел справку из Википедии, чтобы пояснить, что несчастный товарищ Сосновский к борщевику и к его распространению не имеет никакого отношения: «Выделившая и описавшая новый вид борщевика в 1944 году И. П. Манденова назвала его в честь исследователя флоры Кавказа Дмитрия Ивановича Сосновского. В 1977 году в сообщении агробиолога К. А. Моисеева (при рассмотрении материала Коми филиала АН СССР на включение нового сорта борщевика «Северянин» в государственное испытание) указывалось, что исходный семенной материал для испытания борщевика был собран в 1951—1952 годах в окрестностях г. Нальчика, в естественных условиях произрастания».
А депутат Александр Рассудов говорил загадочно и витиевато. Но суть его речи в том, что при борьбе с борщевиком нужно думать головой заключалась в том, что при уничтожении сорняка наши власти могут применить такую химию, которая нанесет экологии мегаполиса еще больший вред, чем силосное растение.
Напомним, что с середины XX века борщевик культивировался в СССР как силосное растение. Впоследствии выяснилось, что оно легко дичает и проникает в естественные экосистемы, практически полностью разрушая их. Листья и плоды богаты эфирными маслами, содержащими фуранокумарины — фотосенсибилизирующие вещества, которые при попадании на кожу могут повысить чувствительность её клеток к ультрафиолету, что может привести к буллёзному дерматиту, протекающему по типу ожога. Эти обстоятельства побудили к отказу от попыток промышленного культивирования. Борщевик очень крупное растение. Его высота составляет обычно более метра, но во многих местах могут встречаться экземпляры высотой до 4 метров. В конце 2015 года борщевик Сосновского внесен в Отраслевой классификатор сорных растений Российской Федерации.
А.М., Петербургский формат
Последние новости
Приостановка деятельности поставщика еды в Петербурге
Суд наложил санкции на компанию за нарушения в сфере общественного питания
Приостановка деятельности поставщика зараженной продукции
Суд принял решение о временной приостановке деятельности на 90 дней.
Отмена Всемирных игр дружбы: указ президента
Президент России приостановил проведение международных соревнований до особого распоряжения.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией