Пицца нам на голову: дроны-курьеры над Петербургом заставят Смольный изучить законодательство
Вице-губернатор Станислав Казарин во время прямой линии правительства подтвердил введение в Петербурге экспериментального правового режима (ЭПР) для тестирования беспилотников-курьеров и дронов-доставщиков.
Вице-губернатор Станислав Казарин во время прямой линии правительства подтвердил введение в Петербурге экспериментального правового режима (ЭПР) для тестирования беспилотников-курьеров и дронов-доставщиков. Такой режим начнет действовать уже с марта в нескольких районах сроком на три года. Кто и как собирается обеспечивать безопасность горожан от летающих роботов, как будут их распознавать и чем Смольный не устроило федеральное законодательство, разбирались НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
НЕВСКИЕ НОВОСТИВоспользовавшись прямым эфиром «цифрового» вице-губернатора Петербурга, отвечающего на вопросы горожан, корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ задала вопрос про роботов-доставщиков с воздуха, призванных уменьшить нагрузку на дорожную сеть и помочь справиться с пробками на улицах города в час пик. Оказалось, что будущее, рисуемое нам фантастами в кино и литературе, не такое уж и далекое.
Минэкономразвития одобрило ЭПР для тестирования дронов в условиях Петербурга. Он будет введен сроком на три года уже в II квартале 2023 года. Такие эксперименты уже проводятся за пределами Российской Федерации, промышленная эксплуатация доставки легких грузов дронами в условиях городской застройки — не ноу-хау. Введен ЭПР и в нескольких малозаселенных районах России: в Сибири и на Дальнем Востоке. Но именно в Петербурге тестирование будет проходить в условиях мегаполиса. И, конечно же, оно вызывает массу вопросов. Самый главный из них — безопасность горожан.
«Сегодня не существует правового пространства, кто должен следить за дронами, каким образом, как выдаются соответствующие разрешения. А кто проверит оператора дрона, пьян он или не пьян? Водителя в рейс проверяют же на автобусе, троллейбусе и трамвае, а оператор дрона в этом смысле чем отличается? Что делать, если дрон отклонился от заявленного курса? Огромное количество вопросов, и в этом смысле мы с комитетом по транспорту сейчас пытаемся сформулировать ответы на эти вопросы», — пояснил Казарин. Prt Scr vk.com / Правительство Санкт-Петербурга Правовая база для использования беспилотников, о которой не знает СмольныйПозволим себе не согласиться с утверждением высокопоставленного чиновника Петербурга об отсутствии правового пространства для использования дронов в гражданских целях. Как минимум существует постановление Правительства РФ № 138 (в редакции от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». Изменения вступили в силу с 9 июня 2021 года. В нем четко прописаны правила постановки на учет квадрокоптеров (именно так называют дроны законодательные акты) в Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиацию. Его можно отправить даже через портал «Госуслуги».
Prt Scr consultant.ruВ ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, три дня на отправку, плюс срок на доставку документов. В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.
Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок. Согласовывать нужно план каждого полета (пп. 113, 116 правил использования воздушного пространства), ведь беспилотники рискуют столкнуться с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают жителям и так далее. Для полетов в городе нужно дополнительно получать разрешение исполнительных органов власти и отдельно тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов или зоны с особым статусом (пп. 40, 49 правил использования воздушного пространства).
Сертификат на авиационные работы понадобится, если с беспилотника планируется видеосъемка (п. 6.2 авиационных правил). А чтобы полностью соблюсти требования, нужно еще назначить командира воздушного судна. Бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не нужны.
Таким образом, мы убедились, что правовая база для использования дронов-курьеров все-таки существует, но в Смольном с ней знаком не каждый.
Безопасность полетов, от которой отстранили комитет по безопасностиНедоумение вызывает тот факт, что комитет по вопросам законности правопорядка и безопасности Смольного оказался буквально отстранен от процесса тестирования. В штате комитета не оказалось специалистов, курирующих воздушный транспорт. Об этом НЕВСКИМ НОВОСТЯМ неделей ранее рассказал сотрудник органа исполнительной власти.
«Комплексно гражданскими дронами занимается только комитет по транспорту. И, соответственно, вопросы, связанные с безопасностью, относятся к их компетенции. С 1 января 2022 года комиссия по ЭПР перешла в администрацию губернатора, при ней создан отдел по обеспечению антитеррористической и антинаркотической безопасности. Специалисты, которые занимались этими вопросами, из комитета по безопасности уволены, а туда введены новые штатные единицы. Есть еще районные антитеррористические комиссии, которые в рамках полномочий районных администраций обеспечивают с этой точки зрения безопасность горожан. Но никаких правовых актов в дроносфере наш комитет не разрабатывает. К вопросам, связанным с дронами-доставщиками, с организацией их применения и деятельности, наш комитет отношения не имеет. Мы отдали эти полномочия. И в итоге нас на рабочие группы даже на совещания не приглашают» , — рассказал собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ. Prt Scr vk.com / Правительство Санкт-ПетербургаДобавим: по существующему законодательству безопасность полетов дронов в центре Петербурга входит в компетенцию Росгвардии. Будут ли силовые структуры привлечены к тестированию в рамках ЭПР, во время прямой линии вице-губернатор Казарин не уточнил. Однако публично пригласил корреспондента НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ Наталию Казакову к дальнейшему обсуждению.
Идентификация дронов по-смольнинскиНе менее интересным нам показался ответ на вопрос о том, кому в недалеком будущем окажется по карману содержать парк дронов-курьеров, каким образом им смогут пользоваться компании — поставщики товаров и услуг. Речь идет о тех же пиццериях или мелких торговых точках, которые сейчас активно пользуются курьерскими службами.
По версии Станислава Казарина, вариантов возможно много. Например, создать государственное предприятие, городское, куда трудоустроят водителей-дроноводов. Компании, заинтересованные в подобной системе доставки, в таком случае либо предоставят свой беспилотник под управление, либо полностью делегируют весь процесс предприятию. Но в случае с массовой доставкой речь идет о тысячах, сотнях тысяч дронов и воздушной логистике в небе Петербурга.
По данным РБК, оборот этого сегмента рынка составляет 605 млрд руб., в сфере заняты около 830 тыс. человек. Коронавирусные ограничения стали мощным стимулом для развития сферы перевозок. В сегменте «перевозки и курьеры» работают более 87 тыс. команд и 257 тыс. «одиночек». Больше трети служб и курьеров работают в пределах своего населенного пункта, а 26 % — в рамках района. С начала пандемии только в Петербурге количество онлайн-заказов продуктов на дом увеличилось в 20 раз.
В период ЭПР Смольному предстоит определить, каким образом сделать так, чтобы взлет дрона не парализовал все воздушное пространство.
«Там миллион вопросов, постепенно, один за другим, — сказал Казарин. — Чем отличается экспериментально-правовой режим? Он позволяет правительству города создать свое пространство и в рамках него проводить соответствующие эксперименты. Почему юго-восток и север города? Потому что там они уже граничат более-менее с малонаселенными территориями, там находятся логистические центры, которые заинтересованы как раз в отладке вот этого плеча транспортного от логичестического центра до пункта, где курьер этот товар заберет и привезет к вам домой. Конечно же, в идеале хотелось бы, чтобы он где-то на крышу многоэтажки к вам приезжал, но это пока фантастика».В 2023 году в Петербурге должна появиться целая система слежки за беспилотниками. Об этом сообщало издание «Деловой Петербург». Власти города намерены потратить на нее 94 млн рублей. Также, по информации этого издания, стало известно, что бывший хаб «Юлмарта» на Муринской дороге приспособят под серийную сборку дронов. Его для этих целей арендовала компания «Специальный технологический центр». Также в списке субъектов ЭПР — авторитетные производители беспилотников «Аэромакс», Национальный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова, «Клевер», «Геоскан» и НПО «Алмаз». Тестировать будут дроны со взлетной массой от 150 г до 30 кг. А переносимые таким образом грузы смогут достигать веса в 10 кг.
Казарин уточнил, что на все дроны необходимо устанавливать специальные устройства — транспондеры, которые позволяли бы идентифицировать устройство.
«На наш взгляд, на все дроны нужно устанавливать специальные устройства — транспондер, который позволял бы идентифицировать это устройство. Кто должен быть уполномочен, чтоб этот дрон посадить? Приземлить-то можно, технические средства для этого есть. Росгвардия, МВД, ФСО или наша какая-то служба, например государственно-техническая инспекция?» — перечислил открытые вопросы вице-губернатор.Подобный эксперимент с идентификацией и установкой транспондеров уже проводится в городе. НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали об эпик фейле Смольного с сервисом онлайн-мониторинга уборки улиц и дворов от снега.
Анонсированное накануне приложение «Уборка снега», которое входит в общий каталог приложений под названием «Я здесь живу» (ищите в социальной сети «ВКонтакте») ничего не знало об уборке снега как минимум в нескольких районах города. НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили протестировать цифровую новинку и набрали в поисковой строке случайные адреса. Либо коммунальные службы вообще не выходили на улицы Петербурга, либо цифровизация подвела.
Prt Scr vk.comВ ходе прямого эфира чиновник признал сбой работы приложения и обещал «поругать» программистов, которые во время широкой рекламной кампании приложения якобы приостановили его работу для внесения изменений в сервис. В случае с беспилотниками подобная ошибка Смольного может угрожать не только любопытству горожан, недовольных уборкой города от снега, но и их жизням и здоровью.
Тем более что масштабные сбои для цифрового блока Смольного не редкость — совсем недавно выходил из строя ряд городских информационных сервисов. Перестали открываться сайты «Здоровье петербуржца», «Наш Санкт-Петербург» и сервис для отправки обращений в городскую администрацию, а картографические сервисы «Яндекс Карты» и «2ГИС» не показывали движение общественного транспорта, также трудности возникли у автомобилистов, пытающихся оплатить парковку.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ НЕВСКИЕ НОВОСТИБезусловно, активное развитие беспилотники получают сегодня в условиях специальной военной операции. Полноценно в гражданскую плоскость дроны можно и нужно будет вывести после успешного окончания СВО. Цифровой блок правительства Петербурга уже однажды нацеливался на распространение беспилотной доставки, только наземного формата. Правда, до самой Северной столицы технологическая новинка так и не дошла: роботы-курьеры не распространились дальше Мурино Ленинградской области. Снова подвело исполнение. Улицы и тротуары города настолько захламлены, что не дают работать тонко настроенным гаджетам.
Семен РослинПоследние новости
Почему серводвигатели выходят из строя: основные причины поломок
Основные причины поломок серводвигателей и как их избежать.
Петербуржцы завершили лыжный поход в Мурманской области в рамках проекта «Великая Победа»
В Лувеньгских Тундрах в районе Кандалакши Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района Петербурга Спортсмены-туристы детско-юношеского центра «Красногвардеец» завершили лыжный поход в Мурманской области.
Пулково возобновило прямые рейсы из Петербурга в Горно-Алтайск и Махачкалу
Также запланированы международные рейсы Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Аэропорт «Пулково» расширил географию полетов и добавил маршруты по новым направлениям, пишет «МК в Питере» .
Санкт-Петербург помогает Мариуполю подготовиться к 9 Мая
Специалисты занимаются реставрацией памятников Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Петербуржцы помогают Мариуполю подготовиться к 9 Мая.