Алексей Рыбников: «Меня с детства интересовало, как устроен мир»
Состоялся предпремьерный показ фильма «Литургия оглашенных» композитора Алексея Рыбникова, автора бессмертной рок-оперы «Юнона» и «Авось».
- Как родилась идея этой киноленты?
- Меня с детства интересовало, как устроен мир. Хотелось все разобрать на части и посмотреть, что там внутри. Поэтому, когда я познакомился с замечательным физиком академиком РАН Владимиром Георгиевичем Кадышевским, чья дочь Татьяна стала моей женой, мы с ним много говорили об устройстве Вселенной.
Я почти убедил его, что мир, существующий вне нашей цивилизации, такой же реальный, как наш. Но как проникнуть туда? И я поставил себе задачу написать произведение о человеке, который пытается выйти за рамки осязаемого мира и узнать: а что же там?
- Как вы нашли своего героя?
- Как раз в это время мои друзья дали почитать мне «Розу мира», которую написал сын замечательного писателя Леонида Андреева Даниил, не очень любимый отцом. Да и вообще человек с трудной судьбой. Он был арестован во время сталинских репрессий за религиозную пропаганду. Его посадили во Владимирский централ, где ему открылись видения рая и ада, судеб России и его собственной судьбы. Оттуда его жена Алла Александровна выносила на обрывках листов все, что он написал. Так у меня появился главный герой.
- На роль которого вы пригласили Владимира Кошевого.
- Просто, кроме него, никто этого больше не мог сделать. Актеры сегодня заточены на другое, они играют. А здесь играть ничего нельзя. За актера все сыграла музыка, в которой нужно органично существовать. А это очень сложно. Кошевой и Городинцева (исполнительница главной женской роли. – Ред.) это смогли, они живут в музыке.
- А первым исполнителем этой роли был Борис Плотников?
- Когда я поставил «Литургию оглашенных» для своего собственного театра, то первым эту роль действительно сыграл замечательный актер Борис Плотников, известный по фильмам «Собачье сердце» и «Восхождение». В моем театре было всего 40 мест, но там побывала вся московская элита. Несколько раз приходил Никита Михалков, приводил семью. И я понял, что, если сейчас не сниму фильм, спектакль погибнет навсегда.
- И что же вы предприняли?
- Я решил пойти ва-банк. Мне тогда исполнялось 70 лет, и я считал, что терять нечего. Уговорил Министерство культуры и Владимира Мединского, чтобы выделили хотя бы минимальное финансирование. Такое, как дают дебютантам в кино, ни больше ни меньше. Получилось, и мы приступили к съемкам.
- Как ощутили себя в профессии кинорежиссера?
- Открыл в себе что то новое. Хотя к этому времени я уже сделал своими руками театр от первого гвоздика до последнего винтика, но с кино это было мое первое столкновение. Кино – немыслимая вещь. Там нельзя как в театре – порепетировали и потом что то поменяли. Как снял в этот день, так других вариантов уже не будет. А главная задача, практически неразрешимая, особенно в моем случае, – уложиться во время и в средства.
- Тем не менее вам удалось справиться за 30 съемочных дней.
- В этом был азарт. Мы все начинали – оператор, художники тоже первый раз работали в кино. Я мог позволить себе только это. Как только начинал подбираться к опытным специалистам, так они съедали полбюджета. К тому же, когда кино снимают опытные мастера, они делают все на профессионализме. А мы работали на энтузиазме. И наша задача была победить мир.
В титрах картины неоднократно встречается фамилия Рыбниковых.
Да, там спела моя внучка Елизавета. Мой внук Степан Рыбников выступил как организатор производства. Он окончил ВГИК, и это его первые шаги в кинематографе. А сын Дмитрий – мы с ним все время работаем – продюсер всех моих проектов. Соавтором либретто стала моя первая супруга. Вторая супруга выступила в роли творческого супервайзера. Она следила за всем, что происходило на съемках.
- Проще или сложнее с родственникам�� работать?
- Не знаю. Я не действую по принципу семейственности. Просто это те люди, которые мне были реально нужны. Если бы они не годились, я бы в момент отказался от них. Потому что произведение мне дороже всего. Дороже судьбы, дороже взаимоотношений с близкими людьми. Если произведение требует чего то, я от всего отказываюсь, лишь бы оно получилось.
- В фильме вы показываете не только духовный мир, но и темные силы. Не страшно было? Говорят, это может негативно отразиться на авторе.
- Да, меня предостерегали, что с показом темных сил надо быть осторожным. В художественном произведении это чревато для автора нехорошими последствиями. Но их надо было показать обязательно. Иначе получается, что мир мы отражаем не полностью.
- «Литургия оглашенных» очень тесно связана с Петербургом.
- Да, действие происходит в Петербурге. Наш герой живет здесь. Подземный Петербург показан во время революции, которая происходит не на поверхности земли, а этажом ниже. Видны Исаакий и Адмиралтейство. Весь фильм – плоть от плоти Петербурга.
- Тогда не могу у вас не спросить: когда его смогут увидеть жители нашего города?
Мы договаривались с Мариинским театром, потому что мы хотим показать фильм как масштабный спектакль. И, если бы техника не подвела (здесь нужны сложные технологии), мы бы сделали это уже сегодня в Концертном зале театра. И, наверное, там и сделаем. Надо попробовать. Мы идем по целине.
«Для того чтобы показать «Литургию оглашенных», нужна очень хорошая техническая подготовка. Поэтому сейчас для нас делают специальные устройства. Мы их ждем в декабре, и думаю, что в феврале-марте уже могли бы показать премьеру», – добавил Алексей Рыбников.
Последние новости
Повышение стоимости патентов в Петербурге
Новое законопроект повысит бюджет города на 11 миллиардов рублей.
Пенсионер получает компенсацию за падение на скользком тротуаре в Санкт-Петербурге
Прокуратура защитила права пострадавшего, добившись судебной компенсации.
Петербуржцы предпочитают традиционную кассу
Исследование показывает, что многие жители города отдают предпочтение кассирам при оплате покупок.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований