Алексей Рыбников: «Меня с детства интересовало, как устроен мир»
Состоялся предпремьерный показ фильма «Литургия оглашенных» композитора Алексея Рыбникова, автора бессмертной рок-оперы «Юнона» и «Авось».
- Как родилась идея этой киноленты?
- Меня с детства интересовало, как устроен мир. Хотелось все разобрать на части и посмотреть, что там внутри. Поэтому, когда я познакомился с замечательным физиком академиком РАН Владимиром Георгиевичем Кадышевским, чья дочь Татьяна стала моей женой, мы с ним много говорили об устройстве Вселенной.
Я почти убедил его, что мир, существующий вне нашей цивилизации, такой же реальный, как наш. Но как проникнуть туда? И я поставил себе задачу написать произведение о человеке, который пытается выйти за рамки осязаемого мира и узнать: а что же там?
- Как вы нашли своего героя?
- Как раз в это время мои друзья дали почитать мне «Розу мира», которую написал сын замечательного писателя Леонида Андреева Даниил, не очень любимый отцом. Да и вообще человек с трудной судьбой. Он был арестован во время сталинских репрессий за религиозную пропаганду. Его посадили во Владимирский централ, где ему открылись видения рая и ада, судеб России и его собственной судьбы. Оттуда его жена Алла Александровна выносила на обрывках листов все, что он написал. Так у меня появился главный герой.
- На роль которого вы пригласили Владимира Кошевого.
- Просто, кроме него, никто этого больше не мог сделать. Актеры сегодня заточены на другое, они играют. А здесь играть ничего нельзя. За актера все сыграла музыка, в которой нужно органично существовать. А это очень сложно. Кошевой и Городинцева (исполнительница главной женской роли. – Ред.) это смогли, они живут в музыке.
- А первым исполнителем этой роли был Борис Плотников?
- Когда я поставил «Литургию оглашенных» для своего собственного театра, то первым эту роль действительно сыграл замечательный актер Борис Плотников, известный по фильмам «Собачье сердце» и «Восхождение». В моем театре было всего 40 мест, но там побывала вся московская элита. Несколько раз приходил Никита Михалков, приводил семью. И я понял, что, если сейчас не сниму фильм, спектакль погибнет навсегда.
- И что же вы предприняли?
- Я решил пойти ва-банк. Мне тогда исполнялось 70 лет, и я считал, что терять нечего. Уговорил Министерство культуры и Владимира Мединского, чтобы выделили хотя бы минимальное финансирование. Такое, как дают дебютантам в кино, ни больше ни меньше. Получилось, и мы приступили к съемкам.
- Как ощутили себя в профессии кинорежиссера?
- Открыл в себе что то новое. Хотя к этому времени я уже сделал своими руками театр от первого гвоздика до последнего винтика, но с кино это было мое первое столкновение. Кино – немыслимая вещь. Там нельзя как в театре – порепетировали и потом что то поменяли. Как снял в этот день, так других вариантов уже не будет. А главная задача, практически неразрешимая, особенно в моем случае, – уложиться во время и в средства.
- Тем не менее вам удалось справиться за 30 съемочных дней.
- В этом был азарт. Мы все начинали – оператор, художники тоже первый раз работали в кино. Я мог позволить себе только это. Как только начинал подбираться к опытным специалистам, так они съедали полбюджета. К тому же, когда кино снимают опытные мастера, они делают все на профессионализме. А мы работали на энтузиазме. И наша задача была победить мир.
В титрах картины неоднократно встречается фамилия Рыбниковых.
Да, там спела моя внучка Елизавета. Мой внук Степан Рыбников выступил как организатор производства. Он окончил ВГИК, и это его первые шаги в кинематографе. А сын Дмитрий – мы с ним все время работаем – продюсер всех моих проектов. Соавтором либретто стала моя первая супруга. Вторая супруга выступила в роли творческого супервайзера. Она следила за всем, что происходило на съемках.
- Проще или сложнее с родственникам�� работать?
- Не знаю. Я не действую по принципу семейственности. Просто это те люди, которые мне были реально нужны. Если бы они не годились, я бы в момент отказался от них. Потому что произведение мне дороже всего. Дороже судьбы, дороже взаимоотношений с близкими людьми. Если произведение требует чего то, я от всего отказываюсь, лишь бы оно получилось.
- В фильме вы показываете не только духовный мир, но и темные силы. Не страшно было? Говорят, это может негативно отразиться на авторе.
- Да, меня предостерегали, что с показом темных сил надо быть осторожным. В художественном произведении это чревато для автора нехорошими последствиями. Но их надо было показать обязательно. Иначе получается, что мир мы отражаем не полностью.
- «Литургия оглашенных» очень тесно связана с Петербургом.
- Да, действие происходит в Петербурге. Наш герой живет здесь. Подземный Петербург показан во время революции, которая происходит не на поверхности земли, а этажом ниже. Видны Исаакий и Адмиралтейство. Весь фильм – плоть от плоти Петербурга.
- Тогда не могу у вас не спросить: когда его смогут увидеть жители нашего города?
Мы договаривались с Мариинским театром, потому что мы хотим показать фильм как масштабный спектакль. И, если бы техника не подвела (здесь нужны сложные технологии), мы бы сделали это уже сегодня в Концертном зале театра. И, наверное, там и сделаем. Надо попробовать. Мы идем по целине.
«Для того чтобы показать «Литургию оглашенных», нужна очень хорошая техническая подготовка. Поэтому сейчас для нас делают специальные устройства. Мы их ждем в декабре, и думаю, что в феврале-марте уже могли бы показать премьеру», – добавил Алексей Рыбников.
Последние новости
Приостановка деятельности поставщика еды в Петербурге
Суд наложил санкции на компанию за нарушения в сфере общественного питания
Приостановка деятельности поставщика зараженной продукции
Суд принял решение о временной приостановке деятельности на 90 дней.
Отмена Всемирных игр дружбы: указ президента
Президент России приостановил проведение международных соревнований до особого распоряжения.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований