Мариинский театр выпускает премьеру балета «Двенадцать» по Блоку

Уже на этой неделе на новой сцене Мариинского театра состоится премьера спектакля «Двенадцать» в хореографии Александра Сергеева.

Уже на этой неделе на новой сцене Мариинского театра состоится премьера спектакля «Двенадцать» в хореографии Александра Сергеева. Зрителям обещают показать «гул разрушающегося мира», его распад на пиксели, а в качестве пролога к танцевальной части – исполнить саму поэму Блока. Первым из трех спектаклей – 14 июля – дирижирует Валерий Гергиев. Следующие показы состоятся 15 и 16 июля.

«Двенадцать» – это и знаменитая поэма Александра Блока, и партитура ленинградского композитора Бориса Тищенко, одного из любимых учеников Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Музыку «Двенадцати» Тищенко написал, будучи аспирантом Ленинградской консерватории, в двадцать пять лет. И это был заказ для сцены Кировского театра и постановки Леонида Якобсона, хореографа-революционера, выпустившего здесь до того балеты «Шурале», «Спартак», «Клоп», «Новеллы о любви» и «Хореографические миниатюры». 

Премьера «Двенадцати» прошла 31 декабря 1964 года, но после трех показов крамольный спектакль – с Христом и красным флагом в финале, с «неуместным гротеском» в музыке – сняли. В середине 1970-х, уже после смерти хореографа, спектакль восстанавливали артисты труппы Леонида Якобсона. Среди участников был и отец Александра Сергеева, танцовщик, а ныне преподаватель Академии им. Вагановой Валерий Сергеев. Так клавир «Двенадцати» с пометками Якобсона попал в руки нынешнего хореографа.
 
Познакомившись с фрагментом репетиции того времени, снятым на видеопленку, Александр Сергеев поначалу думал сохранить «культурный слой» хореографии, но принял решение, что будет делать новый спектакль. К музыке балета – в качестве пролога – он добавил еще один опус Тищенко, Три песни на стихи Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано. Одноактный балет «Двенадцать» займет весь театральный вечер и будет длиться чуть больше часа.

Валерий Гергиев к произведениям Тищенко относится с глубоким почтением. В Мариинском и за его пределами маэстро исполнял созданные композитором фортепианные концерты, симфонию «Марина», Реквием, Виолончельный концерт и музыку балета «Двенадцать» – в 2010 году она звучала в Концертном зале Мариинского театра в присутствии автора. В репертуар труппы также входит другая балетная партитура Бориса Тищенко – «Ярославна» (на афише используется название «Ярославна. Затмение»).
 
«Считаю своим долгом знакомить публику с сочинениями такого большого композитора и передавать свою любовь к его музыке слушателям. Музыка Тищенко сложнейшая, но его произведения – и для музыкального театра, и симфонические – могут собирать восторженные залы везде»,– заявил Валерий Гергиев. 

Сегодня Мариинский театр вновь обращается к партитуре «Двенадцати» и предлагает ее современное сценическое прочтение.
 
В поэме Блок стремился передать «музыку революции», Борис Тищенко музыку блоковского стиха переводит на язык своего искусства – музыкальной композиции. 

«По всей партитуре у Тищенко стоят пометки, фрагменты из Блока – не строчки, а обрывки строчек. Он словно бы сообщает, какой момент текста соответствует музыке или о чем он думал, когда писал тот или иной фрагмент»,– рассказывает Александр Сергеев. 

Двенадцать номеров балета довольно свободно соотносятся с двенадцатью главами поэмы. В музыке Тищенко иногда можно расслышать ритмы блоковского стиха, например чеканный дольник «Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» или в теме финальной фуги – «…И за вьюгой невиди́м…». Еще заметнее в ней след музыки Стравинского, посетившего Ленинград в 1962 году, его балетов «Весна священная» и «Петрушка».  

Для Александра Сергеева центральная идея сочинения – идея мира, разрушающегося по воле человека. Постановщик цитирует слова поэта, который в начале 1918 года слышал этот гул собственными ушами. Одна из главных сложностей для хореографа – иметь дело с «программностью» музыки.

«Я хотел максимально уйти от гротесковости в отношении двенадцати, и в костюмах в том числе. Но не получается: музыка подталкивает, а от нее не открепиться. Двенадцать напоминают мне героев фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Когда мы репетируем, я все время вспоминаю об этом. Они такие же лихие, прямолинейные, трусливые, и в музыке все это есть»,– поделился Александр Сергеев. 

В соавторы Александр Сергеев пригласил дизайнера одежды Леонида Алексеева, прежде оформлявшего драматические спектакли. В постановке «Двенадцати» он одновременно исполняет роль художника по костюмам и сценографа. 
 
«Нам хотелось стереть опыт предыдущей постановки и не иллюстрировать поэму. Мы стали обсуждать искусство времен Блока, размышляли об опыте конструктивистов, кубистов, супрематистов. Что касается внешнего вида артистов, то хотелось, чтобы персонажи взяли что-то от советского человека, существовавшего в формате парада, когда из людей, обезличенных тел, строились пирамиды»,– признался Александр Сергеев.

Фото: unsplash.com

Последние новости

Уникальная операция спасла жизнь матери и ребенка

Врачи Педиатрического университета провели сложнейшую реконструктивную операцию для беременной женщины.

Открытие восстановленного мозаичного панно в Санкт-Петербурге

Мозаика Ave vitae вновь радует глаз после реставрации.

Проблемы пассажиров на железнодорожном транспорте в Ленинградской области

Жители нескольких городов обратились к прокурору с жалобами на безопасность и доступность транспортных услуг.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Орехово-Зуево, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *