«Там, где торжествует серость, к власти приходят чёрные»: пять шедевров Алексея Германа

Петербургский режиссёр за почти полувековую карьеру выпустил несколько фильмов, каждый из которых считается классикой кино.

Петербургский режиссёр за почти полувековую карьеру выпустил несколько фильмов, каждый из которых считается классикой кино. Герман создал не только свой фирменный почерк, но и новый киноязык.

Формально дебютным фильмом Германа была картина «Седьмой спутник». Но она была сделана совместно с Григорием Ароновым, поэтому Алексей Юрьевич не считал киноленту своей.

«Проверка на дорогах» была снята в 1970 году. Фильм основан на повести «Операция «С Новым годом» Юрия Германа, отца режиссёра. Картина повествует о русском солдате, который во время Великой Отечественной войны добровольно перешёл на сторону фашистов, а затем сдался в плен партизанского отряда в оккупированной Псковской области, чтобы искупить вину.

Из-за тематики фильм не сразу вышел в прокат. Причиной стало «искажение образа советского народа». «Проверка на дорогах» добралась до экранов лишь в 1986 году. Зато спустя два года Германа, сценариста Эдуарда Володарского и других членов съёмочной команды наградили Государственной премией СССР.

Уже при создании своего полноценного дебюта Герман проявил свою склонность к перфекционизму. Он хотел, чтобы у партизан была одежда, максимально похожая на обмундирование времён войны. Источником стали трофейные съёмки, сделанные немцами, – отечественная хроника была засекречена.

Фото: kinopoisk.ru   «Двадцать дней без войны»  

Следующая работа Германа также связана с Великой Отечественной войной. В центре сюжета – фронтовой журналист, который на пару недель отправляется в отпуск в Ташкент.

Главную роль исполнил Юрий Никулин, который изначально отказывался от съёмок в фильме. Он считал, что не подходит по возрасту (актёру в 1975 году было 54 года) и по темпераменту. Пару Никулину на экране составила Людмила Гурченко.

«Двадцать дней без войны» был снят по повестям Константина Симонова, который был фронтовым корреспондентом. С помощью литературы и настоящих воспоминаний о войне, в том числе от Никулина, Герман хотел правдиво показать жизнь в тылу, где у людей часто было чувство безнадёжности.

Фото: kinopoisk.ru   «Мой друг Иван Лапшин»  

Следующий фильм Герман снял только в 1982 году (вышел он лишь спустя два года). Центр внимания режиссёра с военного периода переключается на 1930-е годы.

Картина по повести Юрия Германа рассказывает о сотруднике уголовного розыска, его друге и актрисе, к которой главный герой испытывает чувства. Алексей Юрьевич говорил, что хотел делать фильм не о детективной истории или любовном треугольнике, а о самом времени довоенного СССР.

Герман нередко привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров. В картине «Мой друг Иван Лапшин», где играл Андрей Миронов, он пошёл дальше, чем обычно, и пригласил на роль главаря банды настоящего вора и убийцу.

«Я к нему подошёл и спросил: «Вас как зовут?» – «Жора». – «Вы не сердитесь на меня, я кинорежиссер, мне нужно знать – вы в тюрьме случайно не сидели?» – «А как же! 11 лет». – «За что?» – «Во–первых, по статье за воровство, а там еще убийство подкатило». – «А у меня не можете сняться?» Он захотел. Стали мы с ним работать, и он нам очень много показывал – как надо, как не надо», – рассказывал Герман.

Алексей Юрьевич на международном кинофестивале в Локарно был удостоен за фильм нескольких призов, также он получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

Фото: kinopoisk.ru   «Хрусталёв, машину!»  

Действие предпоследней работы Германа, как и его предыдущих фильмов, происходит в эпоху Сталина. На этот раз речь идёт о последних годах правления Иосифа Виссарионовича и о конце тирании.

Работа над драмой длилась семь лет. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 1998 году. Одна часть критиков плохо приняла фильм, в том числе из-за сложности повествования, другая назвала его шедевром Германа.

Режиссёр называл картину «нашим представлением о России, о том, что это такое, почему мы такие несчастные». Герман говорит о сталинских репрессиях и других темах, связанных с СССР, о которых не было принято говорить в открытую.

«Мне исполнилось 60 лет. Время подводить итоги. <...> Желание делать такую картину объяснено словами бабушки в кадре: «Я так много помню, так много знаю. Как жаль, что всё это уйдет вместе со мной», – описывал замысел Алексей Юрьевич.

Фото: kinopoisk.ru   «Трудно быть богом»  

Фильм-легенда, работу над которым Герман завершить не успел. Он скончался за десять месяцев до премьеры картины.

Герман хотел экранизировать повесть братьев Стругацких ещё в 1960-е годы, вскоре после выхода произведения. К рабочему процессу он смог приступить лишь через год после премьеры «Хрусталёв, машину!», то есть в 1999 году. «В  моём новом фильме есть одна фраза, которая должна вбиться в  голову каждому человеку: там, где торжествует серость, к  власти приходят чёрные», – рассказывал режиссёр.             

Съёмки были сложными – они велись в Чехии и лишь в плохую погоду, потому что по сюжету не могло быть ясного неба. Некоторые сцены могли создавать неделями. Монтаж фильма длился два года, после чего в студии полностью записывался звук. Пробный показ картины, которая носила название «Резня в Арканаре», состоялся в 2008 году, но затем произведение дорабатывали на протяжении пяти лет.

В феврале 2013 года Алексей Герман умер, фильм доделывал его сын, режиссёр Алексей Герман-младший. Он утверждал, что не менял «ни кадра в монтаже», а лишь работал со звуком. Премьеру устроили 13 ноября на Римском международном кинофестивале.

Критики называли «Трудно быть богом» невероятно сложным для просмотра фильмом, а также визионерским шедевром. «Я  абсолютно разлюбил кино. Я  не  знаю, что мне делать. Я  в  нём хорошо разбираюсь, я  умею  — кто-то  так сделал, а  я  могу сделать лучше, могу прийти и  показать как. Очень приличным режиссёрам, даже западным. Не  знаю, что со  мной случилось. Может быть, я  бесконечно устал», – говорил Герман в одном из своих последних интервью.

Фото: kinopoisk.ru   Автор: Андрей Бритенков

Последние новости

Уникальная операция спасла жизнь матери и ребенка

Врачи Педиатрического университета провели сложнейшую реконструктивную операцию для беременной женщины.

Открытие восстановленного мозаичного панно в Санкт-Петербурге

Мозаика Ave vitae вновь радует глаз после реставрации.

Проблемы пассажиров на железнодорожном транспорте в Ленинградской области

Жители нескольких городов обратились к прокурору с жалобами на безопасность и доступность транспортных услуг.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Туле, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *