В Музее Анны Ахматовой появился новый цикл экскурсий «Красный. Пепел. Акварель»
15.01.2023

В Музее Анны Ахматовой появился новый цикл экскурсий «Красный. Пепел. Акварель»

В Музее Анны Ахматовой появился новый цикл экскурсий «Красный. Пепел. Акварель» (14+) — с активным использованием ароматов.

В Музее Анны Ахматовой появился новый цикл экскурсий «Красный. Пепел. Акварель» (14+) — с активным использованием ароматов. Парфюмерные композиции специально для музейного проекта разработал Матвей Щербинин.

ФОТО Alex Rosario on Unsplash

Сотрудничество музеев с парфюмерами в Петербурге началось с Эрмитажа. В 2005 году итальянские парфюмеры решили вос­создать ароматы цветов и фруктов, запечатленных Караваджо на знаменитой картине «Лютнист». Смешав ингредиенты, получили парфюм «Караваджо». Вышло интересно, хотя сами духи, насколько я помню, показались слишком сладкими, приторными.

Какое‑то время спустя уже наши петербургские парфюмеры стали работать с музеями. Для «Царского Села», например, создали серию, посвященную Екатерининскому парку. А для выставки «Придворный парфюмер» в ГМЗ «Царское Село» реконструировали по старинным рецептам дореволюционные ароматы.

Летом 2021 года Гильдия парфюмеров и Музей Михаила Зощенко презентовали экскурсию, где с помощью специально созданных ароматов можно было погрузиться в прошлое и буквально физически почувствовать разные этапы жизни писателя.

Одна из музейных витрин была посвящена главным женщинам в жизни Зощенко — маме и жене Вере Владимировне. Созданный к ней аромат представлял собой реконструкцию винтажных духов «Персидская сирень».

Первая мировая война, когда романтический юноша отправился на фронт, где хлебнул испытаний в полной мере, был отравлен газами, от чего потом всю жизнь болело сердце. Аромат доносил до нас нотки полыни и железа, которым пахнет не только оружие, но и кровь.

Кто‑то скажет — ерунда, баловство какое‑то. Не спешите судить. Многие, наверное, замечали, как запахи воздействуют на психику, вызывая вдруг поток воспоминаний о пережитом. Самый простой пример — запах хвои и мандаринов. И сразу — детство, Новый год, время, когда все еще были живы, а ты сам верил в Деда Мороза.

Кроме того, у каждой эпохи есть особенный, неповторимый запах. Какие запахи витали в 1920 – 1930‑е годы в коммунальной квартире во флигеле Фонтанного дома, где и проводятся экскурсии? Можно предположить, что, наверное, пахло табаком — Ахматова в те годы много курила. Горящим деревом — отопление было печное. Коптящим примусом на коммунальной кухне. Какой‑то едой. Висящим там же свежевыстиранным бельем. В коридоре — пылью, покрывающей взгроможденные на шкафы чемоданы, сундук. Возможно, к этим тривиальным запахам примешивался тонкий аромат духов Ахматовой. ­Какие она любила, неизвестно. В своих «Записках» биограф Ахматовой ­Лидия Чуковская упоминает лишь духи «Идеал», которыми поэт пользовалась в молодости. Конечно, запах книг — кожаных переплетов, бумаги, пыли. В открытое окно вливались ароматы Шереметевского сада — разные в зависимости от времени года: то свежесть, а то тлен.

Колдуя над парфюмерными композициями, Матвей Щербинин пытался создать сложные ароматы, в которые примешивался бы и воздух времени, пропитанный страхом, отчаянием и, как без этого выжить, надеждой. В стихах Ахматовой так много запахов! Сладкий аромат липы, свежий и острый — моря, запах дымка от черной трубки друга, с которым она сидит в «Бродячей собаке», а еще розы, шиповник, красный тюльпан в чьей‑то петлице…

Автор концепции нового цикла — Алексей Мазуров, историк, лингвист.

Музейный проект стартовал в конце прошлого года, экскурсии с аншлагом прошли в декабре. Запланированы они и на январь. Особенность экскурсий не только в использовании ароматов. Они представляют собой новый формат — арт-медиации, когда модератор, то есть ведущий, и посетители общаются на равных.

20 января в 18.30 состоится новелла проекта, которая называется «Красный». Эпиграф к этой экскурсии — строчка из стихотворения Федора Тютчева «О, как убийственно мы любим». Главная героиня этой новеллы — сама Ахматова. 27 января в 18.30 — «Акварель», посвященная эпохе двадцатых годов и хозяину квартиры искусствоведу Николаю Пунину, с которым Ахматова прожила много лет.


Последние новости

Самое низкое в году значение среднесуточной температуры воздуха зафиксировали в Петербурге

По словам главного синоптика города Александра Колесова, за последние 30 лет в конце января — начале февраля в Северной столице стало теплее на 2,7 градуса.

Стало известно число работников завода Hyundai в Петербурге, отправленных в простой до конца февраля

Ранее без работы находились чуть более двух тысяч сотрудников предприятия.

ЕНС – современный способ уплаты налогов

Заместитель руководителя Управления ФНС России по Санкт-Петербургу С.Г. Лебедева приняла участие в съемках программы «Вести».

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *