«Вечера с Петром Великим» в ТЮЗе имени Брянцева

Завершается юбилейный год Петра I. Каких только мероприятий не проходило в Петербурге к его 350-летию: выставки, лекции, концерты, экскурсии, спектакли.

Завершается юбилейный год Петра I. Каких только мероприятий не проходило в Петербурге к его 350-летию: выставки, лекции, концерты, экскурсии, спектакли.

Одной из последних по времени стала премьера в ТЮЗе спектакля "Вечера с Петром Великим" по одноименному роману Даниила Гранина, постановка которого стала достойным завершением юбилейных мероприятий.

В свое время, когда вышел из печати этот роман Даниила Гранина, он у многих вызвал интерес своим нетрадиционным подходом к личности императора. В многих эпизодах он показан живым человеком со своими слабостями и страхами, свершениями и открытиями. Затем появилась экранизация романа, где Петра I отличо сыграл Александр Балуев, а теперь вот создан спектакль  Людмилой Манониной-Петрович, которая получила эксклюзивное право на его постановку от дочери писателя М.Д. Чернышевой-Граниной - она стала почётным зрителем на первом премьерном показе.

Как и в романе, действие спектакля начинается со сцены, когда несколько отдыхающих санатория под странным названием «Канюк» собираются вечерами на развалинах старого его корпуса и один из них - учитель истории Виталий Молочков начинает рассказывать о своем видении личности Петра I. А вот дальше начинается фантасмагория. Он, находясь в одном и том же облике, становится то Якобом Штелиным, который собирал после смерти Петра рассказы и воспоминания об императоре, а потом и самим Петром Великим. По задумке режиссера-постановщика Людмилы Манониной-Петрович, единого в трех лицах играет актер Валерий Зиновьев, которому особенно удался образ Якоба Штелина, личности не столько известной, но именно собранные им воспоминания и легенды легли в основу разнообразия красок в описании личности Петра Великого.


Свой роман, состоящий из 34 глав, Даниил Гранин писал почти 20 лет. Режиссер выбрала из него 10 историй и смогла уложиться в два часа театрального действа без антракта. И начинает она с детства Петра, с тех страшных дней, когда на его глазах казнили бояр и терзали его родственников по линии матери. Один из них, Иван Нарышкин, предстает перед зрителями в исполнении Максима Подзина, но когда  он же становится то актером Дремовым – нашим современником, то ярким Александром Меншиковым, а то и скульптором Фальконе, причем не меняя одеяния – это уже может подзапутать зрителя, особенно школьников: спектакль предназначен для аудитории 12+

И все же детство царя показано в спектакле довольно тщательно. Прекрасно смотрится его мать царица Наталья в исполнении Василины Стрельниковой, как коршун защищающая своего 10-летнего сына – его роль трогательно исполняет Семен Толов. Мальчик в белой рубашечке – как символ того, что детская беззащитность, столкнувшись с жестокостью окружающих, может породить ту «жесточь», о которой потом говорил сам Петр I.


Молодого царя играет Александр Бобровский – его герой с горящими глазами в компании своих друзей смотрится не только разгульным гулякой. Умело показано, как из минимума декораций – а это перемещающиеся на роликах фрагменты ограды как будто Летнего сада, возникает то ботик Петра, то уже корабль и убедительно показана линия, о том, как от боязни воды Петр приходит к неостановимой тяге к морю. Как-то позабылось, что до его завоеваний у России был выход только к Белому морю и кусочку берега Каспийского.

А вот сами завоевания большей частью не вошли в спектакль. Только штурм крепости, переименованной им в Шлиссельбург, пунктирно показан с упоминаем такой личности как швед Шлиппенбах, роль которого, также как роли Милославского, ученого-биолога Челюкина и Шафирова довольно изобретательно исполняет заслуженный артист России Сергей Шелгунов.

Но большая часть спектакля посвящена личной жизни Петра, в которой основополагающее значение имели три женщины. Его первая любовь - Анна Монс в исполнении красавицы Анастасии Малаховой, любящая, но и расчетливая изменница, но прощенная Петром и вышедшая замуж за Кайзерлинга. Его роль играет Кирилл Таскин, который исполняет еще роли судьи, чиновника и даже Якова Брюса. Тут уже может запутаться и взрослый зритель, но, впрочем, все свои образы актеры тасуют довольно ловко.

Начало романа Петра и Екатерины воплощено не так внятно, зато много внимания уделено трагичнейшему эпизоду мистической смерти их сына Пети, Шишечки, как называли его в семье. Горько плачет Екатерина – ее роль убедительно исполняет Янина Бушина, а сам Петр – в этой части спектакля его играет уже Валерий Зиновьев, скупыми средствами, но очень выразительно показывает, как три дня царь не выходил из комнаты, ничего не ел и слышались его рыдания.

Как известно, наследника он не оставил, хотя по версии Гранина, введенной в ткань спектакля режиссером Манониной-Петрович, у него мог быть наследник от последней горячо любимой им женщины Марии Кантемир. Ее роль исполняет в спектакле Ирина Волкова, но по сравнению с экранизацией этот эпизод из жизни Петра воплощен здесь лишь пунктирно, хотя именно Кантемир больше всего в театре показана страдающей по его мучительному уходу из жизни.

Запоминается и воплощенный на сцене Денисом Гильмановым образ мастера Андрея Нартова, вместе с которым Петр делал огромное паникадило из дерева, которое сейчас можно увидеть в Галерее Петра Великого в Эрмитаже. В целом многое, о чем речь идет в спектакле, детально можно лицезреть в нашем городе и эта связь личности императора и его главного детища - Санкт-Петербурга, неразрывна.

Обращает на себя внимание эпизодическая роль царевны Софьи в исполнении Елизаветы Прилепской, хотя и показанная только в ходе сцены детства Петра. А вот сына Алексея в этом спектакле нет совсем, как его матери, первой жены Петра Евдокии Лопухиной.

Безусловно, всей его супер насыщенной жизни в одном театральном действии не воплотить, но ведь нашлось время ввести в него и образ Екатерины Великой в исполнении Анны Дюковой и архивной дамы в блестящем воплощении народной артисткой России Ирины Соколовой, которая появляется в первой сцене в архиве, а завершает спектакль эффектным монологом, из которого становится ясно, что она - это якобы состарившаяся Мария Кантемир.


Надо отметить, что все женские роли актрисы исполняют в платьях соответствующей эпохи и это дает необходимые краски в целом темной гамме оформления спектакля (сценография и костюмы Анны Маркус), передает корреспондент «Конкретно.ру».

Хочется думать, что после его просмотра зрителям захочется кому перечитать, а кому-то прочесть впервые сам роман Даниила Гранина, дочь которого так высказалась об этой постановке:«.Я даже и не думала, что близость к тексту сделает спектакль таким интересным. Сила слова дает понимание того, что нет никакой разницы между нами и теми людьми, которые были рядом с Петром. Те же люди, те же чувства».

Второй премьерный показ «Вечеров с Петром Великим» пройдет в ТЮЗе им. Брянцева 30 декабря 2022 года.

Последние новости

Уникальная операция спасла жизнь матери и ребенка

Врачи Педиатрического университета провели сложнейшую реконструктивную операцию для беременной женщины.

Открытие восстановленного мозаичного панно в Санкт-Петербурге

Мозаика Ave vitae вновь радует глаз после реставрации.

Проблемы пассажиров на железнодорожном транспорте в Ленинградской области

Жители нескольких городов обратились к прокурору с жалобами на безопасность и доступность транспортных услуг.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Улан-Удэ с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *