Вторая экскурсия цикла «Школа Ренессанса»
17 декабря основатель лектория «Живопись+» Марина Власова провела экскурсию в Государственном Эрмитаже для студентов и сотрудников СПбУТУиЭ.
В ходе экскурсии мы познакомились с парадными залами Зимнего Дворца: Фельдмаршальским, Петровским, Гербовым и Большим тронным. Узнали о технике позолоты и о работе с полудрагоценными камнями, из которых выполнены вазы, украшающие парадные залы.
Затем перешли в Малый Эрмитаж, где полюбовались шедеврами коллекции искусства Средних веков. В Павильонном зале увидели часы «Павлин», изготовленные английским мастером Дж.Коксом; узнали об особенностях техники римской мозаики на примере уменьшенной копии пола из терм древнеримского города Окрикулума, выполненной русскими мастерами; порадовались ожившим фонтанам слез; полюбовались предновогодним висячим садом.
В Старом Эрмитаже в зале Леонардо да Винчи на временной выставке мы увидели раннюю картину Сандро Боттичелли «Мадонна в лоджии», привезенную из галереи Уфицци (г. Флоренция). В эрмитажной коллекции хранятся только две работы позднего периода Сандро Боттичелли (1445–1510) – «Святой Иероним» и «Святой Доминик».
Хрупкая Мадонна мечтательна и задумчива, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, она нежно прижимает к себе младенца, обнимающего ее за шею. Именно в картине из Уффици можно отметить те черты, которые присущи наиболее знаменитым работам художника: лирика, прекрасное чувство ритма, выразительность тонкой, гибкой линии. Гармония ритма, ощутимая здесь в чередовании арок, – еще одна особенность искусства мастера. Гибкие контуры выразительно очерчивают фигуры персонажей, преобладая над объемом форм. У Боттичелли, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая место рисунку. Художник использует локальные цвета в традиционном сочетании синего и красного в одежде Марии.
Боттичелли следует византийскому иконографическому типу, известному как «Умиление». Мы сравнили картину «Мадонна в лоджии» с представленной рядом греческой иконой второй половины XV века «Богоматерь с Младенцем Элеуса». Таким образом, выставка рассказала нам о двух путях развития живописи, представляя два параллельно существовавших направления, maniera greca и maniera latina.
Затем мы перешли в Эрмитажный театр, в котором в преддверии Нового года проходил детский праздник. В фойе полюбовались нарядными серебристыми елочками, украшенными игрушками. Нам даже удалось сделать фотографии на память.
В Новом Эрмитаже мы познакомились с техникой русской мозаики на примере ваз из малахита. Перешли в Рыцарский зал, затем спустились по главной лестнице Нового Эрмитажа, рассмотрели главный портик с атлантами. Увидели Колыванскую вазу, самую большую вазу из цельного куска яшмы.
В зале Древнего Рима студентов поразила величественная скульптура покровителя Римского государства Юпитера, восседающего на троне, и мраморная статуя Венеры Таврической.
В Римском дворике мы побывали на новой выставке «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра», организованной Государственным Эрмитажем и Государственными музеями Берлина. Экспозиция посвящена окончанию реставрации статуи «Виктории Кальватоне», выполненной из золоченой бронзы. Все произведения, представленные на экспозиции – а их более шестидесяти – связаны с различными интерпретациями образа женского божества, стоящего на шаре, и иллюстрируют его историю с Античности до середины XIX века – времени обнаружения римской статуи «Виктории Кальватоне».
Статуя, разбитая на три части, была найдена в 1836 году в Северной Италии, в Ломбардии, в селении Кальватоне. Вскоре после обнаружения фрагменты произведения были собраны воедино, и перед зрителями предстала женская фигура, стоящая на шаре. Руководствуясь надписью на сфере, говорящей о победе императоров-соправителей Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами, скульптура была датирована II в. н.э. и интерпретирована как богиня Победы. По месту находки она получила название «Виктория Кальватоне».
В начале 1840-х годов статуя Виктории была продана в Германию, и вскоре заняла почётное место среди шедевров коллекции антиков Королевского Прусского музея (ныне – Античное собрание Государственных музеев Берлина). Немецкие реставраторы восполнили недостающие, по их мнению, детали памятника: были отлиты левая рука с пальмовой ветвью, левая нога и крылья. При восполнении деталей специалисты не приняли во внимание такой атрибут, как звериная шкура – нехарактерный для богини Победы. Исследования иконографии образа в Эрмитаже привели к мысли, что статуя в античное время могла изображать другого персонажа, возможно, богиню охоты Диану.
Знакомство с шедеврами Эрмитажа мы продолжим на следующей экскурсии, которая состоится18 февраля 2020 г.
Последние новости
Уникальная операция спасла жизнь матери и ребенка
Врачи Педиатрического университета провели сложнейшую реконструктивную операцию для беременной женщины.
Открытие восстановленного мозаичного панно в Санкт-Петербурге
Мозаика Ave vitae вновь радует глаз после реставрации.
Проблемы пассажиров на железнодорожном транспорте в Ленинградской области
Жители нескольких городов обратились к прокурору с жалобами на безопасность и доступность транспортных услуг.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией