За что боролись обуховцы. В музее «Невская застава» представили новую экспозицию
Этот музей, пожалуй, способен поразить самого искушенного посетителя. Можно только изумляться, как его сотрудники смогли в таком крошечном пространстве создать насыщенную экспозицию, вобравшую в себя столько смыслов.
Этот музей, пожалуй, способен поразить самого искушенного посетителя. Можно только изумляться, как его сотрудники смогли в таком крошечном пространстве создать насыщенную экспозицию, вобравшую в себя столько смыслов.
нтерактив для взрослых и детей: с помощью этих рычагов в режиме «ручного управления» можно увидеть, как в разное время застраивалась Невская застава./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— После того как несколько лет назад наш музей открылся после реставрации, на втором этаже кроме мемориальной комнаты рабочего Василия Шелгунова у нас были только временные выставки. Теперь мы создали там постоянную экспозицию «Застава на рубеже эпох» , — рассказала заместитель директора музея Алина Зоря. — Один наш посетитель, чтобы ознакомиться с этой экспозицией, потратил пять с половиной часов. Пока это рекорд.
Погружение в прошлое начинается с трактира «Перепутье» — заведение с таким названием действительно находилось до революции на Троицком поле. В экспозиции трактир представлен столом, лавками, бочонком с соленьями, на стене — «Дневник происшествий» из «Санкт-Петербургских ведомостей», фигурантами которых нередко были рабочие… Люди выпивают и беседуют «за жизнь». Надев наушники, можно подслушать их разговоры, озвученные актерами.
Покинув трактир, мы как будто бы оказываемся на улице. Невская застава — район пролетарский, и в экспозиции предприятия представлены в виде небольших лавок со ставнями. Если их открыть, включается аудиофонограмма со звуками завода: где‑то месят кирпичи, где‑то варят мыло, где‑то грохочут молотобойцы… Тут же — готовая продукция.
Представлены и небольшие фабрики, где условия труда и зарплаты были не очень, и «середнячки», которые получали госзаказы или были поставщиками императорского двора. В центре же экспозиции — Обуховский сталелитейный завод: его рабочие зарабатывали в три-четыре раза больше ткачей, имели свою систему социального обеспечения. Недаром среди экспонатов — «билет» обуховца на бесплатную медицинскую помощь.
Однако, по иронии судьбы, именно обуховцы объявили первую политическую забастовку, которая, как известно, вошла в историю под названием «обуховской обороны». За что они боролись? За то, чтобы 1 мая объявили выходным днем. Еще они требовали отставки заместителя директора завода полковника Иванова. Администрация возразила: мол, так вы скоро потребуете увольнения министров. «Не только министров, но и царя потребуем уволить!» — прозвучал ответ рабочих.
Сотрудники музея изучили архивные документы, связанные с «обуховской обороной», и пришли к выводу, что кровопролитие произошло, скорее всего, из‑за провокации. Да, полиция первой открыла огонь по рабочим, но ее подтолкнули действия кого‑то из радикалов…
В новой экспозиции, естественно, сохранена мемориальная комната Василия Шелгунова, ради которой в свое время, собственно говоря, и был создан музей. Рядом с ней — представленная в комиксах «Легенда о героях»: история знакомства и дружбы Ленина и Шелгунова. Причем созданы эти комиксы в стилистике советского плаката.
В трактир приходили не только выпить/закусить, но и узнать последние новости. Все сказанное мгновенно разлеталось через «сарафанное радио». / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Сам Шелгунов много лет спустя вспоминал, что Ленин поначалу не произвел на него особенного впечатления: «Ожидал я встретить важного студента, а пришел какой‑то чиновник и уже довольно потертый. Рыжее пальтишко, редкие волосы, острые глазки. Показался мне гораздо старше — лет 40, хотя ему было тогда года 23».
— Воспоминания Шелгунова, сохранившиеся в архиве, в советское время не публиковались: уж слишком неприметным в них выглядел молодой Ленин, — говорит Зоря. — История знакомства тогда подавалась исключительно в восторженных тонах: мол, Шелгунов сразу же, как увидел Ленина, почувствовал, что перед ним — могучая личность, будущий вождь пролетарской партии…
И, наконец, еще одна тема, представленная в музее, — застройка Невского района советского времени. Один из экспонатов — ковш-совок: точно такой же, каким пользовался каменщик-стахановец Семен Максименко. Весной 1941 года, за несколько месяцев до войны, этот новосибирский рабочий установил мировой рекорд: трудясь с двумя помощниками, он уложил за смену 12 800 кирпичей, то есть перевыполнил норму более чем в десять раз.
Летом 1946 года ленинградские каменщики пригласили легендарного сибиряка, удостоенного как раз в том году Сталинской премии, поучаствовать в строительстве домов на Белевском поле. Он приехал и продемонстрировал «мастер-класс» — изобретенный им поточно-конвейерный метод работы. Его принцип состоял в том, что одновременно трудилось звено из шести человек. Трое подручных подавали материал и разравнивали раствор, а трое каменщиков только клали кирпич.
Полученный результат демонстрирует представленная в экспозиции фотография кирпичной стены одного из домов на улице Седова.
— Честно говоря, выглядит результат работы не очень аккуратно, такое впечатление, что скорость явно повлияла на качество , — говорит Зоря. — Тем не менее эта история нам показалась весьма интересной, мы нашли в газетах чертеж ковша-совка, которым пользовался Максименко, и воспроизвели его в виде экспоната.
Последние новости
Повышение стоимости патентов в Петербурге
Новое законопроект повысит бюджет города на 11 миллиардов рублей.
Пенсионер получает компенсацию за падение на скользком тротуаре в Санкт-Петербурге
Прокуратура защитила права пострадавшего, добившись судебной компенсации.
Петербуржцы предпочитают традиционную кассу
Исследование показывает, что многие жители города отдают предпочтение кассирам при оплате покупок.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку