Межвузовский круглый стол «Роль и место этюда в обучении и творчестве современного художника»

22 сентября 2022 года в зале Генриха II СПГХПА им. А. Л. Штиглица состоялся межвузовский круглый стол «Роль и место этюда в обучении и творчестве современного художника» по итогам IV Межвузовской выставки «Этюд.

22 сентября 2022 года в зале Генриха II СПГХПА им. А. Л. Штиглица состоялся межвузовский круглый стол «Роль и место этюда в обучении и творчестве современного художника» по итогам IV Межвузовской выставки «Этюд.  Пленэр: цвет и свет в природе». В дискуссии приняли участие преподаватели четырех художественных вузов и факультетов Санкт-Петербурга.

С приветственным словом выступили: Юрий Николаевич Агафонов куратор выставки, доцент кафедры живописи и реставрации СПГХПА им. А. Л. Штиглица и Антипина Дарья Олеговна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая  кафедрой монументального искусства СПбГУПТД, член СХ России, Петровской академии наук и искусств, Ассоциации искусствоведов (АИС), Дома ученых РАН им.  М.  Горького, член оргкомитета выставки.

Первый доклад «Эволюция этюда в наше время от вспомогательного к самостоятельному произведению» сделал профессор кафедры рисунка Виктор Юрьевич Семенов. Он привел утверждение Анри Матисса о несостоятельности конкуренции   реалистической живописи с фотографией. «Фотография обладает документальной точностью, но бессильна перед точностью эмоциональной. Чем совершеннее фотография, тем больше она разочаровывает зрителя в плане передачи образа, особенно образа пейзажа. В наше время художник, освобождённый от необходимости передачи документальной точности, которую взяла на себя фотография, стремится непосредственно на натуре создать законченное произведение», - отметил Виктор Юрьевич.

Федор Викторович Федюнин, доцент кафедры рисунка факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член оргкомитета выставки в своём сообщении «Роль этюда в современном изобразительном искусстве» продолжил разговор о месте и значении этюда. Этюд – это работа в одно касание, желание художника общаться с природой, которое никуда не ушло, несмотря на все авангардистские течения XX века.

Александр Васильевич Билко, профессор, декан факультета дизайна Академии Штиглица в своём докладе «Важность включения фигуры человека в пейзажном этюде» рассмотрел взначение насыщения сюжетов пейзажей этюдного характера стаффажными фигурами для создания более реалистической картины изображаемого. Фигуры людей, животных, силуэты автомобилей передают внутреннее движение в картине, позволяют обозначить время написания этюда, служат мерой масштаба изображаемого, придают работам реалистическую достоверность и делают их интересными для длительного разглядывания.

Александра Михайловна Егорова, специалист по учебно-методической работе, преподаватель кафедры рисунка Академии  Штиглица предложила тему «Городской скетч-этюд». Существует какой-то моральный и физический дискомфорт работы на пленэре в оживленном, суетном, нервном городе, что нередко приводит к замене натурной работы у студентов к срисовыванию фотографий. Автор нашел для себя решение в забытых средствах художников былых времен, а именно: маленьком этюднике, одевающимся на палец, маленьком нагрудном этюднике, небольшом жестком альбомчике, заплечной сумке; и сокращением времени работы над этюдом и уменьшении размера этюда и предложил свой опыт использовать в учебном процессе  студентов.  

Людмила Михайловна Кирсанова, профессор кафедры живописи и реставрации Академии  Штиглица в докладе «Живописный этюд – основа для выполнения студентами заданий по композиции» рассказала, как, используя свои пленэрные этюды, изучив работы мастеров мировой живописи, студенты создают свою композицию: линейную, монохром, планы и колористическую.

Константин Константинович Константинов, профессор кафедры рисунка СПГХПА им.  А.  Л.  Штиглица, рассмотрел «Этюд как способ изучения классического архитектурного художественного наследия». Он подчеркнул, что в учебном процессе, во время работы над архитектурным этюдом, важно не только как рисовать, но и какой объект выбирать, чтобы воспитывать вкус, эрудицию и даже патриотизм.

Руслан Анатольевич Бахтияров, кандидат искусствоведения, доцент Центра инновационных образовательных проектов  СПГХПА им. А. Л. Штиглица, в своем выступлении «Роль и место этюда в истории ленинградского искусства» отметил, что в искусстве нередки случаи, когда этюд художника занимал прочное место в истории как шедевр. Особенно много таких произведений среди фронтовых зарисовок.

Галина Герольдовна Дьячкова, профессор  кафедры  скульптуры СПГХПА им. А. Л. Штиглица рассказала о «Цвете и свете в скульптуре». Скульптура существует на пленэре. Она живет в среде. А без света скульптура вообще умирает. А цвет – особая статья для скульптуры. Ее красили с древнейших времен: античности и ранее Древнего Египта. Скульптура обогащает любую выставку. Без нее выставка уплощается.

Олег Викторович Плужник, доцент кафедры рисунка СПГХПА им.  А.  Л.  Штиглица в докладе «Роль цвета в этюде» рассказал о задачах колорита, композиции, гармонии, семантики, освещённости, объёма, пространства, декоративности и живописности. И о том, что этюд всегда имеет незавершённость, условность и большую степень обобщения и упрощения.

София Николаевна Кесаева, преподаватель кафедры изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного университета в докладе «Роль этюда в образовательном процессе» отметила, что этюд должен быть неотъемлемой частью образовательного процесса. Этюд можно классифицировать как не основную, но дополнительную дисциплину и поставить в один ряд с набросками, эскизами и копированием. Во время обучения студент знакомится с этюдом на пленэре, а также во время работы в мастерской, подготавливая материал для композиции или постановки.

В дискуссии также принял участие доцент СПбГУПТД Михаил Марксович Мешков. В выступлении он поделился своим мнением о проекте «Этюд», в частности, отметил актуальность проведения подобных выставок и круглых столов для организации учебного пленэрного процесса и творческой работы преподавателей.

Последние новости

Петербуржцы завершили лыжный поход в Мурманской области в рамках проекта «Великая Победа»

В Лувеньгских Тундрах в районе Кандалакши Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района Петербурга Спортсмены-туристы детско-юношеского центра «Красногвардеец» завершили лыжный поход в Мурманской области.

Пулково возобновило прямые рейсы из Петербурга в Горно-Алтайск и Махачкалу

Также запланированы международные рейсы Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Аэропорт «Пулково» расширил географию полетов и добавил маршруты по новым направлениям, пишет  «МК в Питере» .

Санкт-Петербург помогает Мариуполю подготовиться к 9 Мая

Специалисты занимаются реставрацией памятников Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Петербуржцы помогают Мариуполю подготовиться к 9 Мая.

Один из создателей «Тотального диктанта» Илья Стахеев выступил в роли чтеца в психологической кофейне в Петербурге

В этом году автором текста для диктанта стала российская писательница Марина Москвина Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник» Один из создателей «Тотального диктанта»,

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Магнитогорске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *