Потенциал ФУМО – в интересах дальнейшей гармонизации сферы образования и рынка труда
Эффективные механизмы взаимодействия сферы образования и рынка труда в России обсудили представители двух Федеральных учебно-методических объединений на совместном заседании в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Эффективные механизмы взаимодействия сферы образования и рынка труда в России обсудили представители двух Федеральных учебно-методических объединений на совместном заседании в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
10 декабря в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» прошло совместное заседание двух Федеральных учебно-методических объединений по группам «Электроника, радиотехника и системы связи» (11.00.00) и «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии» (12.00.00). Мероприятие состоялось в форме вебинара в зале видеоконференций 5-го корпуса.
Открыл заседание председатель Федерального УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» Александр Васильевич Соломонов. Он отметил, что встреча в таком формате вызвана накопившимися вопросами, связанными с дальнейшей деятельностью Федеральных УМО на ближайшую перспективу.
Александр Васильевич рассказал о проделанной за отчетный период работе Федерального УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» за 2019 год. « ФУМО завершило работу по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ. И сейчас мы оказались в ситуации, когда у многих вузов возникают вопросы: что делать сейчас в связи с тем, что не все федеральные государственные образовательные стандарты и не все примерные основные образовательные программы утверждены», – отметил председатель Федерального УМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» Александр Васильевич Соломонов.
Он отметил, что проделана большая работа, в частности, получены все необходимые согласования со стороны Советов по профессиональным квалификациям для всех примерных основных образовательных программ. Но есть и нерешенные проблемы, поэтому впереди предстоит много работы.
«Нельзя сказать, что система Советов по профессиональным квалификациям у нас сформировалась окончательно. Она находится в стадии развития и изменения. Постоянно идет создание новых профессиональных стандартов и модернизация уже существующих. Все это требует нашей реакции. Мы оперативно реагируем на появляющиеся запросы со стороны Советов по профессиональным квалификациям и отражаем это в примерных основных образовательных программах» .
Председатель ФУМО по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» Александр Васильевич СоломоновПредседатель Федерального УМО по УГСН 12.00.00 «Фотоника, приборостроение оптические и биотехнические системы и технологии» Александр Александрович Шехонин доложил об основных направлениях работы ФУМО за текущий год. Ими стали: участие в построении реестра примерных основных образовательных программ, формирование новых профессиональных стандартов и организация Всероссийского конкурса студенческих ВКР по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 12.00.00 «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии».
«В 2019 году ФУМО совместно с тремя вузами, в числе которых есть СПбГЭТУ «ЛЭТИ», и ведущими работодателями (АО «Концерн «Океанприбор» и АО «Концерн «ЦНИИ Электроприбор») продолжило работу над проектом нового профессионального стандарта «Специалист в области проектирования и сопровождения производства приборов и систем контроля и измерения» для УГСН 12.00.00 по направлению подготовки «Приборостроение». Нами были учтены все замечания и предложения членов СПК в машиностроении. В начале декабря этого года подготовлен проект нового варианта данного профессионального стандарта для рассмотрения и одобрения в СПК», – сказал председатель Федерального УМО по УГСН 12.00.00 «Фотоника, приборостроение оптические и биотехнические системы и технологии» Александр Александрович Шехонин.
А.А. Шехонин также отметил, что в настоящее время при участии ФУМО на платформе Яндекс проходит заочный тур Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал», трек «Фотоника» сезона 2019-2020 гг. Количество зарегистрированных участников составляет 2352 человека из 350 вузов из 60 регионов Российской Федерации.
Ученый секретарь рабочей группы Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Павел Иванович Романов в своем докладе отметил, что научное и педагогическое сообщество живет в эпоху постоянных перемен. Он напомнил о прошедшей недавно реорганизации и разделении Минобрнауки России на два ведомства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Сейчас идет активный процесс выстраивания взаимоотношений с Министерством.
«Федеральные УМО – это сообщества вузов, которые могут совместно определять то, как мы с вами должны учить студентов. Надо обязательно подключать сюда работодателей. Именно они могут оценить потребность в кадрах на ближайшую перспективу. В Министерстве это понимают, и новое руководство нас активно поддерживает» , – сказал ученый секретарь рабочей группы Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Павел Иванович Романов.
О применении инструментов национальной системы квалификаций в подготовке кадров рассказала заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Аркадьевна Факторович. Ее доклад участники вебинара услышали в режиме Skype online. Она сообщила, что на сегодняшний день в России создано 37 советов по профессиональным квалификациям. Утверждено 1277 профессиональных стандартов. Создано 1172 площадки для проведения профессиональных экзаменов.
Алла Аркадьевна Факторович рассказала также о влиянии национальной системы квалификаций на систему образования. В докладе был сделан акцент на пяти важнейших аспектах.
«Национальная система квалификаций помогает осуществлять мониторинг рынка труда, обеспечивая его потребности в квалификациях и профессиональном образовании . При ее помощи мы можем разрабатывать и актуализировать профстандарты и квалификационные требования; организовывать независимую оценку квалификации; проводить экспертизы ФГОС и примерных образовательных программ, а также организовывать профессионально-общественную аккредитацию».
Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Аркадьевна ФакторовичВ докладе А.А. Факторович также были рассмотрены вопросы разработки образовательных стандартов на основе профессиональных, профессиональной общественной аккредитации, аттестации студентов с применением независимой оценки квалификации. Она рассказала о реализации в стране пилотного проекта по сопряжению процедур независимой оценки квалификации с промежуточной и государственной итоговой аттестацией обучающихся по программам профессионального обучения и СПО.
«Важнейшей задачей на ближайшую перспективу является повышение эффективности использования инструментов национальной системы квалификаций».
Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификации Алла Аркадьевна ФакторовичТему развития национальной системы квалификаций в Российской Федерации продолжил в своем докладе начальник управления научных исследований СПбГЭТУ «ЛЭТИ», руководитель экзаменационного центра СПК в наноиндустрии Александр Георгиевич Волков. Он напомнил о разделении зоны ответственности работодателей и образовательных организаций: первые актуализируют набор компетенций, определяющий квалификацию, а вторые формируют траекторию их получения. Докладчик также рассказал о взаимодействии вузов с высокотехнологичными сегментами национальной системы квалификаций. Он отметил, что в настоящее время Федеральные УМО и Советы по профессиональным квалификациям стараются найти оптимальный для всех сторон путь удачного взаимодействия, который будет приемлем как для сферы образования, так и для рынка труда.
«Человек на протяжении всей своей жизни может приобрести пять, а то и десять квалификаций по разным направлениям и поменять несколько профессий. Но базовое высшее образование, которое он получил, должно быть той основой, которое позволит ему наращивать новые компетенции легко и непринужденно».
Начальник управления научных исследований СПбГЭТУ «ЛЭТИ», руководитель экзаменационного центра СПК в наноиндустрии Александр Георгиевич ВолковЗаключительным выступлением на совещании стал доклад заместителя председателя Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» Артема Юрьевича Грязнова. Он был посвящен особенностям сопряжения ФГОС и ПС, а также разработке основных профессиональных образовательных программ на основе примерных основных образовательных программ. В своем докладе Артем Юрьевич обозначил основные вопросы, которые чаще всего задают коллеги – на некоторые их них до сих пор нет однозначного ответа даже у экспертов Рособрнадзора. Многие вопросы также находятся в стадии обсуждения в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.
«В данный момент потенциал Федеральных учебно-методических объединений используется не в полной мере. Поэтому в следующем году предстоит еще более серьезная и содержательная работа».
Заместитель председателя Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи» Артем Юрьевич ГрязновНа весну 2020 года запланировано совместное совещание ФУМО и СПК, где оба ведомства детально обсудят дальнейшую совместную работу. Главное ее направление участники вебинара определили уже сегодня – это еще более плотное взаимодействие сферы образования с рынком труда.
Последние новости
Петербуржцы завершили лыжный поход в Мурманской области в рамках проекта «Великая Победа»
В Лувеньгских Тундрах в районе Кандалакши Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района Петербурга Спортсмены-туристы детско-юношеского центра «Красногвардеец» завершили лыжный поход в Мурманской области.
Пулково возобновило прямые рейсы из Петербурга в Горно-Алтайск и Махачкалу
Также запланированы международные рейсы Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Аэропорт «Пулково» расширил географию полетов и добавил маршруты по новым направлениям, пишет «МК в Питере» .
Санкт-Петербург помогает Мариуполю подготовиться к 9 Мая
Специалисты занимаются реставрацией памятников Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Петербуржцы помогают Мариуполю подготовиться к 9 Мая.
Один из создателей «Тотального диктанта» Илья Стахеев выступил в роли чтеца в психологической кофейне в Петербурге
В этом году автором текста для диктанта стала российская писательница Марина Москвина Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник» Один из создателей «Тотального диктанта»,