Звезды Кремля и тракторы в полях. Интересные вещи с Обуховского завода

Обуховский завод в Петербурге (с 2002 года входит в Концерн ВКО «Алмаз – Антей») за всю историю существования выпустил множество полезного и интересного.

Обуховский завод в Петербурге (с 2002 года входит в Концерн ВКО «Алмаз – Антей») за всю историю существования выпустил множество полезного и интересного. В музее завода хранятся уникальные фотографии и образцы продукции. А мы расскажем только о самых любопытных его экспонатах, которые были разработаны и запущены в производство на благо народного хозяйства.

Поделиться

Утюги для Страны Советов

А знаете ли вы, что…

Современный электрический утюг — не безродный космополит?

У этого бытового прибора за спиной поколения предков: и чугунные, которые грелись на печке, — их нужно было два: пока одним гладят, другой греется; и с углями внутри, которыми надо было махать в воздухе для разогрева; и спиртовые, похожие по устройству на керосиновые лампы; и первые электрические, которые били хозяев током.

Электрические утюги завода «Большевик» («Обуховский завод») Поделиться

А на Обуховском заводе — тогда его называли «Большевик» — с 1959 года производили несколько моделей электроутюгов: от самых простых до вполне современных — даже с индикатором нагрева и пароувлажнителем. Тогда вода заливалась в специальное отверстие, а не в съемный резервуар, а выход пара регулировался поворотным колесиком на ручке.

Утюги завода «Большевик» были практически в каждой квартире. Наверняка кто-то из наших читателей гладил себе таким пионерский галстук. Некоторые из этих устройств работают до сих пор.

Электрические утюги завода «Большевик» («Обуховский завод») Поделиться

Первые 10 тысяч штук предприятие выпустило в 1959 году. В последующие десятилетия их производство постоянно росло и достигло своего максимума в 1990 году — тогда сделали 1,4 миллиона этих бытовых приборов. Всего же с 1959 по 1994 год завод выпустил более 23 миллионов утюгов.

Далеко гляжу — все вижу!

А знаете ли вы, что…

Промышленное производство оптических приборов началось в Петербурге?

Представьте себе романтическую картину: на вершине горы стоит ученый, исследующий ранее недоступные территории. В руках у него, конечно же, бинокль или подзорная труба. Необходимость видеть на дальние расстояния возникла давно, а вот массово изготавливать оптические приборы в России начали только в 1905 году.

Монокуляр. Производство Обуховского завода в начале ХХ векаПризменный бинокль 8х увеличения Морского ведомства произведенный на Обуховском сталелитейном заводеПризменный бинокль 8х увеличения Морского ведомства произведенный на Обуховском сталелитейном заводеЗрительная труба. Произведена на Обуховском заводе в начале ХХ века Поделиться

Тогда на Обуховском заводе была основана оптико-механическая мастерская, где конструировали и выпускали бинокли, стереотрубы и другую оптику. Уже через год они получили Золотую медаль на Всемирной оптической выставке во Франции в городе Бордо.

Звезды для Кремля

А знаете ли вы, что...

Кремлевские звезды по происхождению частично ленинградские?

До 1935 года на башнях Московского Кремля были двуглавые орлы — символ самодержавия. Им на замену были выбраны лаконичные и видные издалека пятиконечные звезды.

Первая звезда Кремля с самоцветами, 1935 год Поделиться

В первом варианте на звездах были эмблемы «Серп и Молот» с вкраплениями уральских самоцветов, изготовленные на ленинградском заводе «Большевик» — напомним, что в советские времена Обуховский носил именно такое имя.

Увидеть такую звезду можно и сейчас — она украшает 27-метровый шпиль здания Северного речного вокзала в Москве. Только самоцветы там заменены на стекло.

А в 1937 году звезды на башнях Московского Кремля заменили на более привычные рубиновые. Для них завод «Большевик» изготовил каркасы из высококачественной стали.

Чем бы вытащить бегемота из болота

А знаете ли вы, что…

Первые тракторы после революции сделали на Обуховском заводе?

26 декабря 1917 года завод получил от молодой Российской республики заказ на изготовление гусеничных тракторов.

  1-2 тонный трактор системы и изготовления завода Трактор с плугом Поделиться

На завод прислали образец — машину американской системы «Холт» мощностью 75 л.с. Интересный факт: сейчас эта компания известна как Caterpillar. Несмотря на трудное положение предприятия и разруху гражданской войны в мастерских заокеанского гостя разобрали и сделали с него чертежи. В августе 1919 года Обуховский выпустил три первых советских гусеничных трактора.

С 1920 года наладили уже массовое производство. На первомайской демонстрации 1923 года во главе колонны завода с новым именем «Большевик» шёл новый гусеничный трактор. Летом того же года сделанный в Петрограде трактор НР‑75 послали в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку — и он получил там почётный диплом I степени.

Трактор с прицепом Поделиться

Летом 1924 года на базе нового 40-сильного трактора фирмы «Холт» «Большевик» изготовил первый 5-тонный трактор. Завод выпускал их сериями до 100 штук в год до 1930 года, а в эксплуатации эта модель было почти до начала Великой Отечественной войны.

Тракторная мастерская Поделиться

Вскоре завод изготовил и полуторатонный гусеничный трактор НР‑25 собственной конструкции — мощностью 20 л.с. Его показали в августе 1925 года на автомобильной выставке в Ленинграде. У машины было двойное назначение: для работы в сельском хозяйстве с плугом и для транспортировки орудий полевой артиллерии.

Первым делом — самолеты

Молодое советское государство нуждалось не только в тягловой силе, но и в воздушных судах. В 1922 году на завод поступил новый государственный заказ на изготовление авиационного мотора. До этого ни один завод в России такой продукции не производил.

За основу взяли американский 12-цилиндровый авиамотор жидкостного охлаждения «Либерти», который считался одним из самых мощных (400 л.с.) и надёжных в мире. Московские конструкторы сделали чертежи по трофейному образцу и передали на «Большевик». Серийное производство двигателя, получившего обозначение М-5, в декабре 1924 года. Всего было изготовлено 3200 моторов для самолетов И-1, И-2, Б-1, АНТ-3 и Р-1.

Испытание авиамотора Поделиться

Самолет-разведчик Р-1 стал первым советским воздушным судном массового производства. Он поставлялся на экспорт в Афганистан, Персию, Монголию.

В 1925 году был совершён первый советский дальний перелёт Москва–Пекин–Токио, в котором приняли участие и два самолёта Р-1. Несмотря на сложнейшие условия, и Р-1, и моторы «Большевика» показали себя с самой лучшей стороны. После полёта лётчик Волковойнов, дал высокую оценку мотору М-5: «Такой чёткости, ровности работы, плавности я не встречал у самых лучших американских моторов».

Авиамоторный отдел Поделиться

В 1926 году с участием Р-1 состоялся перелёт Москва — Тегеран. Самолёты с двигателями М-5 были задействованы в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге. Последние экземпляры Р-1 работали до 1935 года.

Музей Обуховского завода в Instagram .

Материал подготовлен специально для АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей»

Фотографии предоставлены пресс-службой концерна «Алмаз-Антей»

Электрические утюги завода «Большевик» («Обуховский завод»)Электрические утюги завода «Большевик» («Обуховский завод»)Первая звезда Кремля с самоцветами, 1935 год  1-2 тонный трактор системы и изготовления завода Трактор с плугомТрактор с прицепомТракторная мастерскаяИспытание авиамотораАвиамоторный отдел

Последние новости

В Петербурге сократилось число пострадавших от укусов клещей

За последнюю неделю в больницы Петербурга обратились 751 человек из-за присасывания клещей — в том числе 111 детей и подростков до 17 лет.

В Подмосковье врачи спасли девушку со скальпом на пол головы

В Подмосковье медики спасли жизнь молодой девушке, которая лишилась более половины скальпа.

Клещи стали чаще кусать петербуржцев в Пушкинском районе

На минувшей неделе клещи 54 раза укусили петербуржцев в Пушкинском районе.

Card image

Путешествие к Мирскому и Несвижскому Замкам с Арендой Автомобиля

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *