Есть такая профессия — электросамокаты обслуживать. Рассказываем о специальностях, которые породило время

Обычному петербуржцу, который в очередной раз пожалуется на криво стоящие у метро электросамокаты, вряд ли придет в голову,

Обычному петербуржцу, который в очередной раз пожалуется на криво стоящие у метро электросамокаты, вряд ли придет в голову, что для устранения беспорядка на парковке сервиса аренды есть специальный человек и ему даже за это платят деньги. «Фонтанка» рассказывает о новой профессии, которая в свете увеличения количества самокатов на квадратный метр в этом сезоне выглядит все более востребованной.

Что надо делать?


Специальные люди, которые ходят по городу и расставляют самокаты, называются скауты или ребалансеры. Обязанности нехитрые: поддерживать порядок на виртуальной парковке своего сервиса, собирать транспорт, брошенный в неположенном месте, перемещать его в положенное и проверять состояние. Кажется, что несложно и справится даже подросток. Но не спешите пристраивать детей — на такую работу берут строго совершеннолетних.

Не стоит путать скаутов с чарджерами или энерджайзерами. Если вы представили розового кролика из рекламы, развеиваем мираж: без англицизмов эта профессия называется «специалист по замене батарей». Это люди, которые ездят по городу и меняют севшие батареи в электросамокатах на заряженные. Они могут перемещаться на самокатах или на автомобилях. Второй вариант оплачивается выше, что логично: ведь на автомобиле можно увезти и заменить больше батарей.

Те и другие работают с компаниями по договорам оказания услуг, поскольку их работа зависит от погоды и носит сезонный характер. Требованием к кандидату может стать готовность при необходимости оформить самозанятость. Также одно из требований, которое встречается в вакансиях кикшерингов, — необходимость иметь телефон на базе Android. Это обусловлено тем, что сервисное приложение, с помощью которого обслуживаются самокаты, работает только на этой операционной системе.

Как устроена работа?


«У "МТС Юрент" в Санкт-Петербурге порядка 100 скаутов, которые приводят в порядок самокаты на парковках. И примерно столько же чарджеров — людей, которые меняют севшие батареи самокатов на заряженные. К середине лета, в пик сезона, их число может вырасти», — сообщила «Фонтанке» директор по коммуникациям компании Алена Сухаревская.

В пресс-службе «Яндекс Go» не смогли раскрыть количество исполнителей сервиса, но отметили, что в Петербурге они обслуживают более 4 тысяч парковок.

«Стать исполнителем сервиса могут только совершеннолетние. Перед этим нужно пройти тестирование и прослушать лекции по ПДД. Исполнители также фиксируют нарушения условий использования сервиса, например передачу аккаунта несовершеннолетним. Это повышает порядок и безопасность поездок в городе, — рассказали в компании. — Исполнители одеты в специальную форму, разработанную по правилам безопасности. Она имеет яркий цвет и светоотражающие элементы, позволяющие быть заметнее для других участников движения. Все исполнители передвигаются по городу в шлемах».

К слову, сами прокатные самокаты сервиса шлемами не оборудованы. Бо́льшая часть парка остальных сервисов тоже.

Как объяснили «Фонтанке» в Whoosh, для оперативной работы город поделен на десятки зон. Почти все они образованы вокруг какой-либо крупной точки притяжения. В разных зонах востребованность самокатов может отличаться: на одной парковке в течение дня достаточно всего несколько самокатов, а где-то спрос настолько высокий, что речь идет о десятках единиц. На каждом участке есть исполнители разных ролей. Также есть сервисная команда, которая следит за техническим состоянием самокатов и перемещает сломанные в сервисные центры. Работу каждого вида делают разные люди. Совмещать, к примеру, поддержание порядка и замену батарей не получится.

«Работа достаточно интенсивная, при этом каждая процедура четко прописана, есть понятный спектр обязанностей, поэтому при наличии желания и ответственного подхода можно добиваться значительных результатов. Что, конечно, делает такую работу востребованной. У нас есть определенный костяк — те, кто работает в сервисе с 2021 года, но какая-то часть исполнителей воспринимает её как возможность сезонной подработки и периодически меняется», — говорит пресс-секретарь сервиса Whoosh Денис Балакирев.


По его словам, есть задачи, для которых возраст исполнителя неважен. Они связаны с рекламными активностями и раздачей информационных материалов. Здесь в теории могут попробовать себя несовершеннолетние.

Сколько платят?


Зарплата скаутов может составлять от 55 до 80 тысяч рублей на руки. Такую зарплатную вилку предлагает в своей актуальной вакансии для Петербурга на hh.ru «МТС Юрент». В описании также сказано, что исполнитель может построить себе гибкий график с занятостью от 8 до 12 часов в день. С 6 утра до 10 вечера он получает гарантированную оплату 300 рублей в час. С 10 вечера до 6 утра, то есть в ночные часы, ставка увеличивается до 360 рублей в час.

«Мы сотрудничаем с этими людьми, как с самозанятыми, и стоимость их работы определяется количеством отработанных ими часов. В выходные дни час работы оплачивается на 20% выше. В среднем в месяц без учета работы в выходные скауты и чарджеры могут заработать от 50 тысяч рублей и выше», — рассказали «Фонтанке» в «МТС Юрент».

В Whoosh называют такой же уровень минимального дохода исполнителя, уточняя, что итоговая сумма зависит от того, сколько самокатов он переместил, если речь о ребалансере, или сколько зарядил, если человек работает чарджером. Также на оплате отражается спрос пользователей на самокаты.

На данный момент у сервиса нет актуальных вакансий на hh.ru для ребалансеров в Петербурге, но есть в других регионах. Например, в Тольятти пешему ребалансеру обещают платить от 43,5 тысячи рублей в месяц на руки, в Саратове — от 30 тысяч, во Владивостоке — от 52 тысяч. Еще есть такая специальность как кипер — это человек, который заряжает батареи, разгружает и погружает самокаты и аккумуляторы, моет самокаты и с осматривает на наличие повреждений. В Тольятти ему готовы платить от 40 тысяч рублей.

В Петербурге сервис ищет специалиста по замене батарей, который будет передвигаться на самокате. Платить ему готовы от 101 до 178 тысяч рублей в месяц на руки. Также компания находится в поиске водителей-чарджеров, которые займутся развозкой и заменой батарей на личном или сервисном автомобиле. Здесь зарплатная вилка ожидаемо больше: нижняя граница на уровне 128–133 тысяч рублей, верхняя — до 188 тысяч.

Входящий HeadHunter Group сервис Dream Job показывает усредненные зарплаты в компаниях на основе отзывов сотрудников. По его данным, усредненная зарплата водителя в Whoosh по стране составляет 105 тысяч рублей, но выборку составляют всего два отзыва. У «МТС Юрент», по подсчетам Dream Job, водители в среднем получают 66,5 тысячи рублей, водители-экспедиторы — 100 тысяч рублей.

«Лучше заплатите мне»


Поскольку петербуржцы часто жалуются на хаос на парковках (на устранение которого, справедливости ради, по жалобе уходит несколько минут), возникает вопрос, насколько эффективно привлекать к расставлению самокатов специальных людей. Возможно, среди обычных горожан найдутся желающие наводить порядок на парковках если не за деньги, то за какие-нибудь бонусы. Сервисы в этом необходимости не видят.

«В целом у нас нет проблем с количеством людей, которые наводят порядок на парковках. Этим могут заниматься и чарджеры, поскольку в их задачи также входит, что называется, "оставить самокат в порядке". В сезон мы можем увеличивать количество исполнителей, занятых в наведении порядка и замены батарей, чтобы обеспечивать порядок в городе и доступность заряженных самокатов в городе с ростом спроса. Горожан мы в эту историю вовлекаем разве что нативно — надписями на самокатах с призывами парковаться правильно, уведомлениями в приложении, рекламными кампаниями», — говорит Алена Сухаревская.

Но для желающих помочь она добавляет: за перемещение самоката на несколько метров без включения гражданину ничего плохого не будет, несмотря на сработавшую сигнализацию. Служба безопасности сможет отличить простое перемещение с места на место на парковке от умышленной кражи.

«Каждая процедура четко прописана, что позволяет значительно увеличить эффективность действий исполнителей. Мы не видим необходимости в подключении к этому процессу неравнодушных горожан: все-таки надо понимать специфику каждого действия и работать со специальным приложением, — рассуждает Денис Балакирев. — В этой связи гораздо эффективней будет всегда помнить о том, что оставлять самокаты после поездки надо не просто в точке виртуальной парковки, но и аккуратно, чтобы он не мешал другим горожанам».

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

Последние новости

ПЕТЕРБУРГСКОЕ «ЯБЛОКО» ОСПАРИВАЕТ ДИСКРИМИНАЦИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПАРТИИ ПРИ ПРИЕМЕ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

27 апреля 2024 В Октябрьском районном суде прошло первое заседание по иску «Яблока» о недопуске представителей партии в избирательные комиссии города.

Северо-Западная транспортная прокуратура организовала проверку по факту вынужденной посадки сверхлегкого воздушного судна в Псковской области

Псковская транспортная прокуратура проводит проверку исполнения законодательства о безопасности полетов в связи с вынужденной посадкой автожира «Снегирь» около д.

Северо-Западная транспортная прокуратура организовала проверку по факту происшествия с маломерным судном в Республике Коми

27 мая 2024 года лодка с рыбаками следовала по реке Печоре, через некоторое время они перестали выходить на связь.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *