Неоклассицизм в стенах корпуса Бенуа

Масштабная выставка «Вдохновленные классикой», посвященная неоклассицизму в России, открылась в корпусе Бенуа Русского музея.

Масштабная выставка «Вдохновленные классикой», посвященная неоклассицизму в России, открылась в корпусе Бенуа Русского музея.

Неоклассицизм - это одно из крупнейших направлений в отечественном искусстве начала ХХ столетия, которое оказало существенное влияние на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и, в том числе, на повседневную жизнь.     

Как рассказала в ходе пресс-показа Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе, предыдущие четыре десятилетия они много говорили об авангарде и показывали его представителей на тематических выставках, а сегодня решили показать направление, когда художники искали связи с классикой, причем разной – античностью, ренессансом, готикой, но как полноценное явление оно малоизвестно.   На этой выставке представлены картины не только известных художников, но и малоизвестных, которые, по ее словам, обращались к разным истокам, и зрители смогут полюбоваться высоким качеством их произведений.   

Впервые идеи неоклассицизма в России были высказаны на рубеже XIX – ХХ веков и это было связано с деятельностью художников и критиков, сплотившихся вокруг журнала «Мир искусства» и его редактора Сергея Дягилева. Художники-неоклассики обращались к вечным ценностям культуры в поисках гармонии и красоты. Античное искусство, эстетика Ренессанса, художественные идеи эпохи классицизма вдохновляли знаменитых мастеров русской живописи первой трети ХХ века и находили отражение в их творчестве.

По словам куратора выставки, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Владимира Круглова, на ней представлено более 150 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства первой трети XX века из собрания Русского музея.    

Как передает корреспондент «Конкретно.ру», в первом зале безусловно обращает на себя внимание большое полотно Льва Бакста «Древний ужас» (1908), напрямую отсылающее к античности.  Из мирискусников тут представлены Александр Бенуа с картиной «Песня Аполлона дриадам и фавнам» (1908), Евгений Лансере - «Сумерки. Танцующие нимфы и фавны» (1906). Ярко отражено творчество Александра Яковлева и Василия Шухаева  – большой эскиз и одноименная картина «Автопортреты» (Арлекин и Пьеро), 1914. Кроме того, рядом размещены «Портрет Белы Казароза», впечатляющее полотно «Скрипач» (1915) Александра Яковлева и «Портрет Е.Н. Шухаевой», написанный в 1917 году Василием Шухаевым. Все они прекрасно экспонированы на правой стене большого зала и смотрятся очень выигрышно.     


А на противоположной стене большеформатные «Эскизы росписей в особняке В.И. Фирсановой на Пречистенке в Москве» (1915), где запечатлены пять Муз – это также совместная работа указанных художников. Так что оформление зала, связанного журналом «Мир искусства» очень удалось организаторам выставки.    

Представлена в этом зале и скульптура, в частности «Юноша» Сергея Коненкова, (1907).    

Второй зал посвящен живописи младшего поколения мирискуссников, в частности, великолепной художнице Зинаиде Серебряковой. Часть ее работ очень узнаваемы: «Купальщица» (1911), «Портрет АА. Бенуа-Черкесовой с сыном» (1922), «Баня» (1913). Безусловно хороша картина Бориса Кустодиева «Лето (Поездка в «Терем»),1918. Здесь же выставлены скульптуры Веры Мухиной и Александра Матвеева.    

Третий большой по площади зал акцентирован полотном Николая Калмакова «Артемида и спящий Эндимион» (1917), а также большими скульптурными портретами, такими как «Портрет Нестора Загорного» (1912) Василия Кузнецова.  В этом зале продолжается развитие принципов неоклассики в живописи 1920-х годов в галерее портретов.    


Великолепно представляют свою эпоху многочисленные портреты: Константин Сомов «Портрет Е.К. Сомовой», Борис Кустодиев с портретами Грабаря и  Добужинского», Ольга Делла-Вос-Кардовская, «Автопортрет». И менее известный Борис Пестинский с «Автопортретом в шляпе» и портретом М.Б. Кириченко-Астромовой. Здесь же хорошо узнаваемый Михаил Кузмин, чей портрет создан Николаем Радловым в 1926 году.    

По-настоящему притягивают внимание несколько работ Савелия Сорина: «Художник с Монпарнаса» (1923), «Портрет Г. Кан» (1934) и его же необычно запечатленный образ О.К. Орловой (1917), а также прекрасный «Портрет балетмейстера М.М. Фокина», (1926).    

Не пройти и мимо мраморного портрета Евфимии Носовой-Рябушинской», выполненного знаменитым скульптором Анной Голубкиной в 1912 году в классической манере.    

Довольно подробно представлен на выставке Кузьма Петров-Водкин - от широко-известной картины «Мать» (1915) до «Вакханок» (1912), очень хорош также его натюрморт «Черемуха в стакане» (1932).    

В бытовом жанре решена картина «Интерьер с манекеном» (1922) Владимира Апостоли, тут же «Натюрморт с палитрой» Владимира Лебедева (1919).    

Часть экспозиции этого зала посвящена фарфору из серии «Виды старого Петербурга».   

Небольшой зал с железной лестницей собрал шедевры книжной графики мирискусников – Мстислава Добужинского, Льва Бакста, Георгия Нарбута и других.     

И в завершении экспозиции этого выставочного пространства зал с картинами соцреализма, с хорошо узнаваемым полотном Александра Самохвалова «Девушка в футболке» (1931-32), которую еще называли «советской джокондой». И скульптура соответствующая - «Предупреждение поджигателям войны», (1950) Матвея Манизера, где идеи неоклассиков преломляются в несколько иное направление в искусстве.     

Хороший завершающий акцент выставки – повторение ее названия на красивом стенде. Выставка «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» открыта для посещения до 11 сентября.

Последние новости

Почему серводвигатели выходят из строя: основные причины поломок

Основные причины поломок серводвигателей и как их избежать.

Петербуржцы завершили лыжный поход в Мурманской области в рамках проекта «Великая Победа»

В Лувеньгских Тундрах в районе Кандалакши Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района Петербурга Спортсмены-туристы детско-юношеского центра «Красногвардеец» завершили лыжный поход в Мурманской области.

Пулково возобновило прямые рейсы из Петербурга в Горно-Алтайск и Махачкалу

Также запланированы международные рейсы Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Аэропорт «Пулково» расширил географию полетов и добавил маршруты по новым направлениям, пишет  «МК в Питере» .

Санкт-Петербург помогает Мариуполю подготовиться к 9 Мая

Специалисты занимаются реставрацией памятников Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Петербуржцы помогают Мариуполю подготовиться к 9 Мая.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Киселевске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *