Петербургу обещают первый трамвайный вокзал. «Фонтанка» вспоминает историю вопроса
Первый в России трамвайный вокзал должен появиться в составе трамвайной линии «Купчино-Шушары-Славянка».
Первый в России трамвайный вокзал должен появиться в составе трамвайной линии «Купчино-Шушары-Славянка». «Фонтанка» вспомнила, кто однажды такое уже планировал и почему отказался.
«На Балканской площади пассажиры будут садиться в трамвай и выходить из него в крытом павильоне. Это будет первый в России трамвайный вокзал», — писал Смольный в день официального начала строительства трамвайной линии «Купчино-Шушары-Славянка». Проект только-только вышел из госэкспертизы, но подготовительные работы уже вовсю идут. По концессионному соглашению с городом его реализует компания «Балтнедвижсервис».
Как пояснил «Фонтанке» концессионер, на Балканской площади за несколько десятилетий сложился крупный транспортно-пересадочный узел. «В него входят, помимо станций железной дороги и метро, крупное автобусное кольцо, конечная станция трамвая, троллейбусное кольцо, — говорят в пресс-службе. — С учетом этих объектов у метро возведены торговые комплексы. «Трамвайный вокзал» — конечный остановочный пункт трамвайной сети «Славянка» — расположится во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга у станции метро «Купчино» вдоль Волковского канала».
Главный вопрос, который смущает экспертов — удобство для пассажиров и удаленность вокзала от станции метро, куда, по идее, должны и стекаться приехавшие на трамвае из Шушар или Славянки. Интерес концессионера понятен: установка турникетов позволяет контролировать оплату проезда и, соответственно, обеспечивать выручку. Однако это означает потенциальные очереди на выходе и двойные барьеры (прибавляйте турникеты в метро и вспоминайте, как выглядят сейчас конечные станции по утрам ).
«Пропускная способность «Трамвайного вокзала» увязана с возможностями линии и перспективами ее развития, говорят в «Балтнедвижсервисе». — Количество единовременно прибывающих пассажиров четко известно: оно не превышает вместимости одного трамвая (220 человек — прим.). Исходя из этого проектировщики рассчитали необходимое количество турникетов. Кроме того, пассажиропоток будет распределяться благодаря отдельным платформам для посадки и высадки пассажиров».
На самом деле первым в России мог стать другой трамвайный вокзал. Когда в Красногвардейском районе только-только замышляли «Чижик», «ЛСР-Строй» придумал вокзал на «Ладожской», «Фонтанка» обнаружила документацию от 2017 года. В проекте это был одноэтажный павильон 19,5 метров на 46 метров, высотой чуть больше 11 метров. «Проектируемое здание предназначено для ожидания, посадки и высадки пассажиров и включает в себя две посадочные площадки, разделенные трамвайными путями и соединенные пешеходным переходом, — говорилось в предложении инвестора. — Сквозное движение трамвая через конечную станцию в нормальном режиме не предполагается. Режим работы — 7 дней в неделю, с 5:30 до 01:00. В ночное время доступ пассажиров на станцию не подразумевается».
Одновременно в павильоне могли находиться два трамвая — прибывающий и отправляющийся, каждый у своей платформы. Максимальную вместимость трехсекционного вагона установили в 376 человек, но условия соглашения подсказывали, что нужно остановиться на 189. Были там и турникеты, пропускная способность каждого рассчитывалась без времени идентификации как 60 человек в минуту, а с идентификацией (то есть с прикладыванием билета) — 20 человек. Их количество рассчитывали исходя из расчетной интервальности движения (трамваи трех маршрутов — №№ 8, 10 и 64 — должны были прибывать на один перрон через каждый 4 минуты 40 секунд), а также предполагаемого пассажиропотока. Строить собирались с запасом: «Проектом в павильоне в утренний час «пик» на «вход» предусмотрено 8 турникетов, на «выход» 11 турникетов. В вечерний час «пик» на «вход» предусмотрено 11 турникетов, на «выход» 8 турникетов». Если конкретно, то модель была следующая: 6613 в утренний пик приезжают к метро на трамвае, 843 — уезжают. Вечером картина меняется — 1092 и 6364 человека соответственно.
Плюс к этому 16 контролеров, 4 дежурных по станции, электроэнергия, водоснабжение — в общем все, что требуется для функционирования самой настоящей станции. В каждой входной зоне — терминалы по продаже проездных билетов, табло, камеры видеонаблюдения. В зоне ожидания — то же самое плюс скамейки.
Вопрос организации вокзала казался решенным, однако по мере обсуждений с участием вице-губернатора Игоря Албина вопросов возникало все больше. Транспортный блок не понимал, почему закладывается пассажиропоток в 6,5 тысяч человек в час, если в пик он может достигать 11 тысяч. Раз уж город отдает концессионеру самые лакомые маршруты в районе и оптимизирует под него сеть, чтобы тот добрал пассажиропоток до расчетного (33,2 млн в год) — не хочется видеть столпотворения на конечной. Кроме того, на тот момент в разгаре была эпопея с улицей Гранитной и с необходимостью как-то увязать концессионную и городскую трамвайные сети.
Люди, принимавшие участие в тех обсуждениях, вспоминают, что мало-помалу необходимость павильона стали подвергать сомнению. «При таком малом интервале движения аргумент, что люди подождут трамвай в тепле, терял вес, — вспоминает собеседник «Фонтанки». — И все больше набирал вес другой аргумент: строительство вокзала — это допрасходы, а отбивать траты на инфраструктуру и эксплуатацию концессионер собирался за счет выручки с пассажиров и субсидий из бюджета. Плюс — две цепочки турникетов, неудобство для пассажиров. Ну и надо понимать, что сам павильон как идея возник уже по ходу строительства, и он вообще изначально позиционировался как временная конструкция. В итоге высокое энергопотребление и конструктив в виде свай, чтобы его установить, заставили вице-губернатора его не согласовать».
Инвесторы проекта по трамваю до Славянки сообщили «Фонтанке», что «финансовая модель проекта предусматривает строительство и эксплуатацию всей инфраструктуры объекта, необходимой для обслуживания пассажиров».
Напомним, трамвайная линия «Купчино-Шушары-Славнка» строится по концессионному соглашению, которое подписано Санкт Петербургом и ООО «БалтНедвижСервис» в 2019 году и рассчитано на 30 лет. Пассажиропоток должен составлять не менее 13 млн человек в год. При этом уже сейчас участники подали новую частную концессионную инициативу в Смольный о том, чтобы линия пошла от «Шушар» к аэропорту «Пулково». Подробнее читайте на «Фонтанке».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
Последние новости
Почему серводвигатели выходят из строя: основные причины поломок
Основные причины поломок серводвигателей и как их избежать.
Петербуржцы завершили лыжный поход в Мурманской области в рамках проекта «Великая Победа»
В Лувеньгских Тундрах в районе Кандалакши Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района Петербурга Спортсмены-туристы детско-юношеского центра «Красногвардеец» завершили лыжный поход в Мурманской области.
Пулково возобновило прямые рейсы из Петербурга в Горно-Алтайск и Махачкалу
Также запланированы международные рейсы Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Аэропорт «Пулково» расширил географию полетов и добавил маршруты по новым направлениям, пишет «МК в Питере» .
Санкт-Петербург помогает Мариуполю подготовиться к 9 Мая
Специалисты занимаются реставрацией памятников Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Петербуржцы помогают Мариуполю подготовиться к 9 Мая.