«Проекты устарели»: судебные тяжбы Смольного раскрыли новые проблемы в строительстве метро Петербурга
Развитие метрополитена вечно актуальная для Петербурга тема, интерес к ней поддерживают свежие новости.
Развитие метрополитена вечно актуальная для Петербурга тема, интерес к ней поддерживают свежие новости. Недавний инфоповод — иск чиновников Смольного к проектировщикам подземки, институту «Ленметрогипротранс». НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, почему факт его подачи доказывает необоснованность обещаний властей о строительстве метро Северной столицы.
Федеральное агентство новостей | Cтепан ЯцкоЗаказчик работ в метро Петербурга, комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) подал в суд на своего подрядчика, ОАО «Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт Ленметрогипротранс». Суть претензии — отказ подрядчика актуализировать проекты давно обещанных петербуржцам станций метро на Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линиях.
Фактически, помимо четырех строящихся сейчас станций метро Петербурга остальных нет даже среди актуальных проектов. Как сложилась такая ситуация, чем она чревата и можно ли ее исправить — в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.
Озвученные планы и просроченные проектыПервые иски от КРТИ в адрес «Ленметрогипротранс» были зарегистрированы в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области еще в конце декабря 2022 года. А в начале того же месяца отношения заказчика и подрядчика переросли в проблему, которую стало невозможно решить без сторонних участников.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Дмитрий МатвеевСуть конфликта в следующем. С 2013 по 2017 годы «Ленметрогипротранс» в рамках госконтракта по заказу КРТИ брался проектировать новые станции петербургского метрополитена, точнее, перегоны, вестибюли с наклонным ходом и планы по инженерной подготовке. Речь идет о примерно 20 различных заказах.
Однако при проектировании любого транспортного объекта важно соответствие планов реалиям. После подготовки проектов метрополитена еще два — три года они сохраняют актуальность, а после нуждаются в доработке согласно новым реалиям. Плачевное положение дел со строительством в Петербурге метро логично привело к просрочке проектов.
После этого, упрощенно говоря, в КРТИ посчитали, что «Ленметрогипротранс» должен войти в положение и актуализировать имеющиеся проекты, однако в институте это делать отказались.
Дальше идут частности, которые станут предметом судебных разбирательств ближайшей весной. Как рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ инженер и исследователь Петербургского метрополитена Дмитрий Графов , всего на сегодня в том или ином виде есть проекты четырех участков и двух выходов с существующих станций.
Федеральное агентство новостейРечь идет об участке ожидаемой долгие годы Красносельско-Калининской линии от строящейся станции «Путиловская» до станции «Каретная» с промежуточными станциями «Броневая», «Заставская» и «Боровая».
На Невско-Василеостровской линии имелся проект проходки от станции «Беговая» к «Каменке» с промежуточной «Богатырской». Правобережная линия в проектах продолжится от строящейся станции «Горный институт» до станции «Морской Фасад» с промежуточной «Гаванью». А Фрунзенско-Приморская линия после «Комендантского проспекта» прирастет станцией «Шуваловский проспект».
«Кроме того, проектировались вторые выходы со станций "Балтийская" и "Василеостровская". Все названные проекты в той или иной степени устарели и требует актуализации, проведения новых изысканий и экспертизы» , — заявил Графов.Собственно, все вышеперечисленные объекты в «Программе по развитию метрополитена Санкт-Петербурга до 2045 года» обещали построить до 2028 года, однако буквально пару недель назад стало ясно — уверенно можно говорить только о появлении трех ныне строящихся станций: «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская».
Судебный спор и будущее метроПроблему с проектами можно наглядно рассмотреть на примере станции «Театральная», через которую проходит путь от «Спасской» к «Горному институту». Дело в том, что на данный момент для вестибюля и наклонного хода станции просто не существует решений по проектной планировке территории, а значит, нет и положительного заключения госэкспертизы.
Процесс согласования места выхода вестибюля «Театральной» занял долгие годы и точку в этой истории, вероятно, придется ставить в суде, так как владельцы Дома быта продавать его под снос категорически не хотят. Без решения этого вопроса бессмысленна и проектная планировка территории — обязанность заказчика в лице КРТИ. Кроме того, планировка не была разработана для целого ряда других объектов, и именно этим «Ленметрогипротранс» мотивирует нежелание актуализировать проекты.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Надежда КапрановаПримечательно, что подобные разногласия заказчика с подрядчиком неизбежно влекут за собой жалобы в УФАС, однако в ведомстве после изучения ситуации не стали включать институт в перечень недобросовестных поставщиков.
По мнению гендиректора Объединения строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов Сергея Алпатова, междоусобица КРТИ и проектировщиков вредна для обеих сторон.
«Город губит последний проектный институт, который у него остался. Очень многое в ситуации с проектами зависит от заказчика, а он вовремя не предоставил необходимые данные. Думаю, институт выиграет все суды, но, если смотреть глобально — надо беречь те организации, которые есть в Петербурге и имеют необходимый опыт для работы с местным метро» , — подчеркнул эксперт.Собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ отметил, что происходящее ярко демонстрирует отсутствие у городских властей желания следовать четкому плану строительства метрополитена и по-настоящему смотреть в будущее петербургского метро.
Федеральное агентство новостей | Cтепан Яцко «Надо разбираться, возможно, в ситуации есть доля вины института, но в целом, если быть объективным — конечно же, виноват город. Такие конфликты это не дело, надо всегда находить компромисс, и здесь он был возможен» , — считает Алпатов. Есть ли свет в конце тоннеля?Пока КРТИ и «Ленметрогипротранс» готовятся к судебным тяжбам, открыт вопрос о том, кто же займется проектами. Решать это будет «Метрострой Северной Столицы», который может как обратиться к старому подрядчику, так и на конкурсной основе найти нового.
Дмитрий Графов напомнил, что в данный момент продолжается проектировка нового участка Красносельско-Калининской линии столичной компанией «Метрогипротранс».
«Документация касается участка от строящейся сейчас станции "Юго-Западная" до станции "Сосновая Поляна". Проект на четыре новые станции должен быть подготовлен до конца 2023 года, вслед за чем ожидается начало одного из этапов строительства по титулу» , — предположил эксперт. НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Надежда КапрановаОднако на данный момент ни один из указанных проектов не закончен и не прошел государственную экспертизу. По мнению Сергея Алпатова, проблема с проектированием станций кроется в отсутствии системного подхода к строительству метро у властей Петербурга.
«Проектировать заявленные властями объемы можно, но для этого нужно заключить долгосрочный контракт с достойным проектным институтом. Причем в рамках контрактных обязательств выходить на проектирование сразу трех — пяти станций в год. И проектировать для того, чтобы их сразу строить. А если будут, как сейчас, создаваться проекты без строительства, то зачем проектировать?» , — задается вопросом эксперт.
Графов добавляет, что полноценная разработка нового проекта со всеми изысканиями, согласованиями и экспертизами займет несколько лет.
«На основании предыдущих проектных работ в разные годы, средний срок разработки проекта с прохождением экспертизы и выходом на производство рабочей документации может занимать три — четыре года» , — резюмировал Графов. Федеральное агентство новостейТаким образом, даже если будут использованы наработки «Ленметрогипротранса», проектировщики вряд ли успеют к завершению заявленных сроков сдачи трех строящихся станций метро. А значит, когда и где начнут строить новые пока остается под вопросом.
Не лучше и ситуация вокруг станции «Театральная». Ради строительства давно запланированного вестибюля «Театральной», Смольный хочет выкупить у акционерного общества «Услуга» Дом быта по адресу Лермонтовский проспект, 1/44. Однако против сноса этого здания выступили две с половиной тысячи местных жителей и владельцы объекта. Чем руководствуются инициаторы и противники сноса и сколько бюджетных средств хотят потратить на выкуп здания — в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.
Евгений БогучарскийПоследние новости
Почему серводвигатели выходят из строя: основные причины поломок
Основные причины поломок серводвигателей и как их избежать.
Петербуржцы завершили лыжный поход в Мурманской области в рамках проекта «Великая Победа»
В Лувеньгских Тундрах в районе Кандалакши Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района Петербурга Спортсмены-туристы детско-юношеского центра «Красногвардеец» завершили лыжный поход в Мурманской области.
Пулково возобновило прямые рейсы из Петербурга в Горно-Алтайск и Махачкалу
Также запланированы международные рейсы Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Аэропорт «Пулково» расширил географию полетов и добавил маршруты по новым направлениям, пишет «МК в Питере» .
Отель «Европа» в Хабаровске — комфорт, тишина и гастрономия в центре города
Комфортный отель в центре Хабаровска рядом с вокзалом и аэропортом с рестораном, СПА и конференц-залом