Планета нерожденных
В 2018 году население России впервые за 10 лет пошло на убыль — не в последнюю очередь из-за абортов, число которых превысило 750 тысяч за год.
— Что думает Церковь по поводу климатических изменений на планете и проблемы перенаселения Земли?
— Официальной позиции нет. Когда-то Бог создал Землю и на ней насадил Эдемский сад. Первое послушание, которое получил Адам, — это хранить и возделывать его. Интересно: при том, что это был совершенный сад, созданный Богом, всё равно у человека имелась возможность реализовать свой творческий потенциал, сделать что-то свое. Существует точка зрения, что человек должен был распространить Эдем вообще на всю Вселенную. В Послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 8, 19–23) говорится, что всякое Божие творение страдает из-за того, что человек грешит. Наш Священный Синод 13 июля 2015 года определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября и утвердил чин молебного пения. В этом году оно выпало на 1 сентября, и я отслужил этот чин наряду с чином благословения детей на учебный год. Но, с моей точки зрения, у католиков и, особенно, у протестантов к этому вопросу более ответственный подход. Если лютеранин выбросит бумажку или пакет в лесу, то он будет переживать, что согрешил. Не просто сделал что-то плохое, а именно согрешил перед Богом, осквернил Божие творение. Наш православный человек редко придет на исповедь каяться, как в грехе, что оставил мусор в лесу. А зря.
— Мы еще не доросли до этого?
— Формально Церковь уже молится о Божием творении, но многие священники воспринимают этот молебен как какое-то непонятное обременение. Может быть, это связано с тем, что у нас в России тема перенаселения вообще не стоит — скорее недонаселение.
— Население Земли стремительно увеличивается, и его рост в перспективе приведет к войнам за ресурсы и территорию. При этом Россия имеет противоположные демографические проблемы. В этой ситуации наша Церковь должна поддерживать повышение рождаемости в России или встать на сторону планеты?
— Задача Церкви — не решать глобальные политические, экономические, экологические задачи, а приводить людей к Богу. Тем более Церковь не институт по поддержке патриотизма: во Христе нет ни эллина, ни иудея (Кол. 3, 11). Но должна ли Церковь учитывать вызовы современного мира? Пожалуй, да, должна. Я могу понять протоиерея Димитрия Смирнова, представителя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Он бьет тревогу по поводу демографии: если у нас ситуация не изменится, то в ближайшие, быть может, десятилетия русские станут меньшинством на этой территории. Да, идет перенаселение и изменение климата. Для Африки это катастрофа: пустыни растут, а родники и леса исчезают. Огромное количество голодных людей оттуда поедут, в том числе, к нам, и не станут спрашивать нашего мнения. В этой ситуации Церковь призвана проповедовать Христа, являя любовь через заботу о нуждах человеческих. Преподобный Макарий (Глухарёв), алтайский миссионер, говорил: сначала накорми, потом проповедуй. Как русскому человеку мне бы не хотелось, чтобы русский язык стал в России языком меньшинства. Но как христианин и священник я буду говорить с приезжими о Христе, и ради этого могу выучить язык беженцев.
— Папа Франциск неоднократно заявлял о важности сокращения выбросов в атмосферу. Один из ведущих американских специалистов по проблеме Пол Эрлих ответил на это, что без контроля демографии глобальное потепление не остановить, а значит, Папа Римский мог бы признать аборты справедливой мерой. Могут ли Католическая или Православная Церкви идти на такие уступки в угоду обстоятельствам? Должна ли этика соответствовать своему времени?
— Давайте сделаем следующий шаг: убийства могут быть легальны как инструмент контроля демографии. Есть временные явления, и Церковь ни в каких случаях не должна определять моду. Как сказал святитель Амвросий Медиоланский, церковные люди должны отличаться от нецерковных не внешним видом, а благочестивой жизнью. Вследствие климатических изменений на Земле появляется большое количество нуждающихся, голодных, обездоленных, лишенных крова. Вот этим Церковь и должна заниматься. Во-первых, помогать здесь и сейчас — это будет проявление христианской любви к ближнему. Во-вторых, проследить, чтобы таких людей появлялось меньше. Не задача Церкви переделывать современные технологии, но стоит свидетельствовать, что грешно загрязнять воду и воздух, что на другой стороне земного шара из-за этого люди остаются без воды, пищи, крова. Да, проблема есть. Но в наших силах сделать так, чтобы условия жизни на Земле не менялись столь катастрофически.
При Кризисном центре помощи женщинам действует приют «Маленькая мама», созданный для несовершеннолетних матерей, отказавшихся делать аборт и вступивших из-за этого в конфликт с окружающими людьми. Социальный центр «Маленькая мама» стал первым в России приютом для несовершеннолетних матерей, которым негде жить. Молодые матери с детьми находятся в приюте от шести месяцев до года. Центр рассчитан на 29 мест, находится в помещении бывшего детсада. У каждой мамы есть комната. В приюте работают психолог, социальный педагог, педиатр, медработники, воспитатели.
— Вы могли бы в общих чертах обрисовать отношение Церкви к абортам? Есть ли исключения из установки «Аборт — убийство»?
— Церковь верит, что человек как личность появляется в момент зачатия. То, что убийство ребенка становится уголовным делом только после его рождения, кажется поэтому странным. Аборт считается допустимым лишь при выборе между жизнью женщины и жизнью ребенка. Тогда врачи принимают решение спасти мать — это этический принцип врачей, и Церковь может это понять. Хотя известны случаи, когда больным раком женщинам предлагали сделать аборт и затем химиотерапию (беременность часто способствует развитию опухоли), но женщина выбирала роды. У католиков одна из таких матерей канонизирована (речь о Джанне Беретте Молла, которая умерла в 2004 году через неделю после родов. — Прим. ред.).
— Как насчет случаев, когда ребенок, по прогнозам врачей, родится больным? Что, если он зачат в результате изнасилования?
— Больное дитя — тяжелый крест для родителей. Однако, во-первых, я знаю случаи, когда ребенок рождался здоровым, несмотря на прогнозы врачей. Всегда есть вероятность ошибки в диагностике. Во-вторых, я могу понять родителей, которые не готовы взять на себя эту тяготу, — но убийство всё равно не перестанет быть убийством. Беременность в результате изнасилования является по закону основанием для аборта по социальным причинам, но даже в этом случае ребенок не виноват в том, что он был так зачат. Он не отвечает за грехи родителя, и это не повод его убивать.
— Ну, про малоимущие семьи я да-же спрашивать не буду…
— Я понимаю, что этот мир лежит во зле и часто в нем приходится выбирать не между добром и злом, а между меньшим злом и бóльшим. Если женщина не готова принять ребенка, меньшим грехом было бы родить и отдать его в детский дом. Но не случайно Господь Бог устроил так, что срок вынашивания долгий — девять месяцев. За это время женщина может что-то понять, принять, с чем-то смириться, изменить свой взгляд на свою жизнь и на появившегося в ней ребенка.
— Церковь не одобряет супружескую близость без деторождения?
— Не совсем так. В Первом послании к Коринфянам говорится: «Но во избежание блуда каждый имей свою жену и каждый имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Святитель Златоуст, толкуя это место, подчеркивает, что интимные отношения существуют не только ради детей, но и во избежание блуда. Церковь не учит, что всякий интимный контакт обязан заканчиваться рождением ребенка, но в «Социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что намеренный отказ от деторождения по эгоистическим соображениям безусловно является грехом.
— Во время Исповеди священник имеет право отпустить грех аборта?
— Да. Впрочем, если брать строгое каноническое правило, то за грех положена епитимья — в этом случае 10 лет отлучения от причастия. Но еще Оптинские старцы говорили, что всю полноту строгости канонов нельзя применять к современным людям. Они относятся к глубоко воцерковленным: если ты, знающая, что такое Причастие и что такое аборт, вдруг такое сделала, то отлучаешься, чтобы осознать, что потеряла. Каноны принимали в ту эпоху, когда никому в голову не приходило, что могут быть крещеные неверующие. Случается сейчас, что церковные люди идут на аборт; часто это спонтанное решение, сделанное на эмоциях, в состоянии аффекта. Но в основном аборты делают далекие от Церкви люди. Человек, который никогда не причащался, даже не поймет, от чего его отлучили.
— Так ведь он и на Исповедь не ходит.
— Совесть-то мучает. Кто-то может подсказать: тебе надо к батюшке на Исповедь сходить. Для таких людей в качестве епитимьи нужно налагать не отлучение от Причастия — наоборот, пусть уж человек наконец причастится в первый раз, — а епитимьёй станет чтение сугубых молитв о упокоении души этого ребенка. Я рекомендую поставить свечу о упокоении его души — ведь он так мечтал появиться в этом мире, пусть в память о нём появится хотя бы свеча или посаженный куст роз. Часто женщины при этом плачут — они понимают, что стоит за этой свечой или за этими розами. Задача епитимьи не в наказании, а в осознании глубины произошедшего. У апостола Иакова есть слова, что если человек отвратит кого-то от греха, то ему самому простится множество грехов (Иак. 5, 19–20). Нельзя воскресить убитого, но если удастся отговорить хотя бы одну женщину от аборта, то Господь простит и покроет грех. А вот у воцерковленного человека иногда может возникнуть другой невероятный соблазн: решить, что аборт — это приемлемо, лишь бы потом покаяться за него в Церкви у батюшки, и всё будет хорошо. Я, к сожалению, с таким тоже сталкивался. Но потом часто такую женщину накрывает отчаяние, тоска, пустота в душе, а за этим часто следует и отход от Бога, потому что формальность совершена: грех на Исповеди назван и батюшка молитву разрешительную прочитал, а радость жизни и чувство близости к Богу не возвращаются. Неслучайно у препдобного Иоанна Лествичника есть такие слова: «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения — жестоким». После такого грехопадения на восстановление отношений с Богом и мира в душе порой и правда уходят годы.
— То есть именно сделавшая аборт женщина лучше остальных способна остановить другую от убийства ребенка?
— Потому что она понимает, каково это. Совершенно верно. Лишь тот, кто сам был искушен, знает, как помочь искушаемым (см. Евр. 2, 18).
— Что предпринимает Русская Православная Церковь для противодействия абортам? Известно, что священники проводят консультации с беременными женщинами, но как именно это происходит?
— Централизованных мероприятий не проводится, в каждой епархии занимаются этим самостоятельно. В Петербурге проходят акции против абортов, добровольцы раздают в храмах листовки. А вот консультаций в медицинских учреждениях в Санкт-Петербурге мы как раз почти и не проводим — медицинское сообщество Петербурга в значительной степени закрыто для священников.
— Даже для священников храмов, приписанных к больницам и поликлиникам?
— Обычно храм при больнице живет своей жизнью, а больница — своей. Священника иногда приглашают в палату причастить пациента. Но беседы с врачами и больными, как правило, не поощряются старшим медперсоналом. У меня был опыт служения в больничном храме, поэтому делюсь тем, что наблюдал.
— Минздрав в феврале 2019 года сообщил, что в 2018 году священники провели свыше 250 тысяч противоабортных консультаций, после которых 39 тысяч женщин отказались от намерения избавиться от ребенка. При этом годовое число абортов превышает 750 тысяч.
— Есть епархии, например Ивановская, где такая работа поставлена хорошо. Тут многое зависит от руководителей региональных медицинских комитетов, директоров больниц. Петербург в этом вопросе консервативен и закрыт.
— Кстати, врач несет моральную ответственность за аборт?
— В принципе, да — он оказывается палачом. С другой стороны, в России отказ выполнить официально легализованную медицинскую процедуру чреват лишением профессиональной лицензии. Одна моя знакомая училась на медсестру, и частью обязательной практики было ассистирование при аборте. Врачи сталкиваются с фактом, что, помимо лечения и спасения людей, в некоторых случаях их придется и убивать. Ситуацию стоило бы решить законодательно — дать врачу право на отказ по нравственным соображениям. Мы видим, что Патриарх призвал в Совете Федерации вывести аборты из услуг, оказываемых по полису ОМС. Это было бы оправданно хотя бы потому, что беременность не является болезнью. Поскольку мы не можем говорить о полном запрете абортов, как, например, в Польше, то пусть их хотя бы не совершают за счет средств налогоплательщиков. Я специально выяснял: себестоимость аборта составляет 5 тысяч рублей. Не такая уж баснословная сумма, женщина может себе это позволить. Когда говорят, что следом вырастет число подпольных абортов, это смешно: врач, совершающий криминальный аборт где-нибудь в подвале, вряд ли возьмет меньше.
— На чем выстроить разговор с женщиной, собирающейся на аборт?
— Иногда человеку достаточно сообщить азы анатомии и физиологии. Знает ли она, что у нее в утробе живой человек? Показать резиновую модель ребенка в чреве матери, показать фильм «Чудо зарождения жизни». Иногда аборты кажутся естественными потому, что мама такой женщины и сама ходила по абортариям, дочь об этом знала и не представляет себе другой модели поведения. В любом случае, священников и семинаристов нужно специально готовить к работе с такими женщинами, а наше духовное образование пока к этому не приспособлено. Возможна ситуация, когда женщину поставили перед выбором: не сделаешь аборт — муж бросит, семья от тебя откажется. Бывают угрозы, особенно у южных народов: если родишь, убьем тебя и ребенка. Здесь нужно думать не только об увещевании, но и о помощи, реальном решении проблем. Я рад, что при Воскресенском Новодевичьем монастыре открыт приют «Благодать» — убежище, куда женщина может прийти, родить, какое-то время растить ребенка в безопасности.
— Имело бы смысл создать больше таких учреждений?
— Да, но здесь финансовый вопрос. Государство выделяет гранты только на запуск проекта, но дальше такие приюты должны сами поддерживать работу. Субсидии предоставляет город, но на них немалый конкурс, и еще неизвестно, получится ли в этот раз получить деньги. Нужно иметь частных спонсоров или инвесторов, а с этим в последние годы всё сложнее и сложнее. Новодевичий монастырь, к примеру, — финансово сильный и сможет продержаться без субсидий, а небольшой приход такой центр не потянет.
Журнал: № 2 (февраль) 2020 Автор: Андрей Гориченский
Последние новости
Обмен опытом между прокуратурами России и Китая
В Санкт-Петербурге прошел прием слушателей Университета прокуратуры России.
Завершился Экономический конгресс VI Международного Муниципального Форума БРИКС
Конгресс собрал экспертов для обсуждения важнейших вопросов охраны здоровья и цифровой трансформации.
Рост бюджета на новогодние подарки в России
В 2024 году россияне готовы тратить больше на подарки, чем в прошлом году.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований