Призвание галилейских рыбаков
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Мф. 4:18-23; 4:25-5:12
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
С праздником, дорогие братья и сестры! Во все времена Господь опирался в своих действиях на человека. Он избирал тех, кто может услышать Его, кто может воплотить в этом мире то, что Он скажет, и повести за собой других людей.
Если посмотреть на историю израильского народа после потопа, то мы, конечно, сразу же вспомним патриарха Авраама и его сыновей. Это, можно сказать, «элита», человек, который был богат, имел средства к существованию, слуг, целый род. По его слову могло происходить многое. И вот он вышел из своей земли и куда-то пошел — внешне он поступит сумасбродно. Но за ним пошли все те, кто его слушал, он стал родоначальником целого народа, прародителем всех верующих – потому что поверил Богу и пошел за Ним.
Также мы вспоминаем, конечно, Моисея – тоже своего рода «элиту». Человека, рожденного в еврейском народе, но получившего образование у фараона. Его жизнеописание показывает, что он это образование развивал и дальше. И вот такой человек становится избранным для Бога, потому что он может повести за собой народ и вывести его из Египта.
Все эти люди: Авраам и его дети, которых называют патриархами (Исаак и Иаков), и Моисей – все они переступили через что-то свое. Они смогли измениться, смогли послушать Бога и последовать тому слову, которое Он к ним обратил.
Спустя какое-то время в народе израильском восстает новый лидер, новый царь из простого народа, из пастухов – Давид. И ему, новой «элите», Господь дает обещание, что из рода его родится Спаситель этого народа и всего мира. И вот, исполняются времена и рождается Бог. Бог рождается человеком в этом мире и становится единственным, кто может повести за собой остальных.
Но Он снова избирает – избирает себе учеников.
Мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении, как Он призывает первых учеников: из рыбаков, из простого народа. Не обремененных каким-то особым знанием, какой-то особенной образованностью – хотя, конечно, людей верующих и не совсем уж, так скажем, из «низов». Но мы видим, что дальнейшее его избрание затрагивает и блудниц, и мытаря, и людей образованных и не очень образованных. Тех, кто уже пытался строить свою жизнь по религиозным правилам и следовать за Иоанном Крестителем, и тех, кто жил совершенно обычной жизнью.
Все эти люди становятся Господней общиной, они становятся избранными, теми, на которых Он строит Свою Церковь.
В древнем памятнике христианской литературы приводится образ строительства Церкви из живых камней. Вы, верующие люди, — сами живые камни, и вы устрояете Церковь. Вот это здание из живых камней, которых собирает Господь, чтобы продолжать строить Церковь в веках. Начиная с основания — с тех, кого он избрал в этих евангельских строках. Он избирает эти камни, он их изымает из обычной жизни, призывает, как призвал этих рыбаков.
Увы, не все камни оказываются в этом здании – некоторые камни выпадают, мы знаем пример Иуды. Он тоже был призван Господом – но чего-то не понял и не смог стать камнем в этой стене. Выпал на горе себе и на горе тем, кто его окружал, ибо эта боль, которую он причинил, не была просто маленькой болью, которая касалась только его и, может быть, его Учителя. Она стала болью для всей общины, для всей Церкви, даже века спустя мы вспоминаем этот, увы, печальный пример. Потому что это пример и для нас — предостережение не стать таким вот выпадающим камнем.
Мы помним, что община Христа, которая следовала за Ним, не имела еще чего-то, скрепляющего окончательно. И вот когда Учитель ушел, община пошатнулась, ученики рассеялись — они не смогли выдержать напора обстоятельств, вера их поколебалась.
Но в день Святой Пятидесятницы Церковь становится Церковью. Камни скрепляются вместе в день, когда Дух Святой соединяет всех. Все те, кто открывается действию Духа, становятся, действительно, живыми камнями, крепкой стеною Церкви.
Пример тому — сегодняшний праздник. Праздник памяти всех святых, в земле Русской просиявших. Так же, как в прошлое воскресенье мы праздновали праздник всех святых всего мира, все эти люди — камни Христовой Церкви. И пример простых рыбаков, о которых мы читаем сегодня, дает нам надежду, что и мы с вами, простые люди, сможем стать такими же камнями Церкви.
Если мы чувствуем себя избранными самим Христом, призванными в Церковь, но не чувствуем, что несем эту благодать, не ощущаем, что мы стали по-настоящему этими камнями, значит, нам не хватает всего лишь одного – открыться действию Святого Духа. Действию Духа Утешителя, к Которому мы обращаемся в молитве «Царю небесный» с просьбой, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он обитал среди нас, скрепляя и утверждая живым зданием Церкви, которая стоит в веках и которая все время обновляется, потому что Дух Святой творит все время все новое.
Дух открывает все время какие-то новые горизонты, новые образы поклонения Господу. Заставляет наши сердца открыться и стать более чувствительными к тому, что происходит вокруг. Чтобы можно было услышать и проблему, чтобы можно было почувствовать боль, чтобы можно было возрадоваться настоящей радостью и разделить и то, и иное друг с другом. Чтобы Церковь была живым организмом с живыми связями и живыми нервами, который ощущает боль и радость, потому что, когда мы чего-то не чувствуем, когда наступает окаменелость, это значит, что организм не очень здоров. И нужно его полечить.
Так не будем бояться действия Святого Духа среди нас, потому что это — новое, это открытость, это настоящая свобода, которую дал нам Господь Своей жизнью, Своей смертью и призванием Духа Святого на всех нас.
Аминь.
26.06.2022. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/
Последние новости
Обмен опытом между прокуратурами России и Китая
В Санкт-Петербурге прошел прием слушателей Университета прокуратуры России.
Завершился Экономический конгресс VI Международного Муниципального Форума БРИКС
Конгресс собрал экспертов для обсуждения важнейших вопросов охраны здоровья и цифровой трансформации.
Рост бюджета на новогодние подарки в России
В 2024 году россияне готовы тратить больше на подарки, чем в прошлом году.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований