Русский Самсон и свейский лев
Жарко! Прочь из пыльного города!
Календарный этюд Юрия Рубана
Жарко! Прочь из пыльного города! Едем в Петергоф! Здесь можно бродить по аллеям и созерцать зыбкую радугу, рождаемую мощной струей хрестоматийного фонтана. Мускулистый атлет без устали разрывает отверстую пасть грозного льва, не оставляя ему шансов сомкнуть страшные клыки. Монотонно, как на испорченной пластинке, звучат слова экскурсоводов о Самсоне… Возникает вопрос (не знаю – у многих ли?): почему мощь России олицетворяет древнееврейский силач, а не Геракл или Илья Муромец, что было бы, казалось, не в пример логичнее? Причиной тому – знаменательное календарное совпадение.
Петр Великий во главе гренадерской роты л.-гв. Преображенского полка под Полтавой. Неизвестный художник
27 июня (8 июля по н. ст.) 1709 года стал днём «главной баталии» под Полтавой, – и «непобедимые господа шведы скоро хребет показали, и от наших войск с такою храбростию вся неприятельская армия (с малым уроном наших войск), кавалерия и инфантерия весьма опровергнута…». «Ныне уже совершенно камень во основание Санкт-Петербурга положен с помощию Божиею», – с полным правом заявил вечером торжествующий «славную викторию» русский победитель.
Икона св. Сампсона Странноприимца
В церковном юлианском календаре в этот день (27 июня) – память византийского святого преподобного Сампсона Странноприи́мца (VI в.), известного своей благотворительностью.
Гюстав Доре. Самсон, убивающий льва. Гравюра (1864 -1866)
Но имя своё, немного изменённое (дополненное буквой «п»), он явно получил в честь библейского Самсона, также невольно воспоминаемого в этот день [1]. Среди подвигов этого эпического богатыря (еврейское имя Шимшόн значит «Солнечный»), описанных в ветхозаветной Книге Судей (13–16 глл.), выделяется встреча со львом, которого он, ещё будучи юношей, голыми руками «растерзал как козлёнка».
Геральдическим же знаком гордого и доселе «непобедимого» шведского короля Карла XII был как раз лев, – и блестящая аналогия напрашивалась сама собой. «Царь Петр, я́ко (как) древний Самсон, свирепого льва све́йского (шведского) совершенно растерзал!» – восклицали льстивые придворные витии.
Сампсониевский собор, 1740. Архитектор Доменико Трезини (?). Современный вид
Вернувшись осенью в Петербург, благодарный Богу царь «в погребение странных и пришельцев заложил церковь святого Самсона», – пометил в своей «Истории Петра» Александр Пушкин (элементарное фонетическое упрощение труднопроизносимого Сампсон.) Это – известный собор Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне, один из древнейших в Петербурге. В 2000 году, после длительной реставрации, он вновь распахнул двери для прихожан и экскурсантов. Его адрес – Большой Сампсониевский проспект, 41 (станция метро «Выборгская»). Памятник Петру I по модели М. Антокольского напротив соборной колокольни был открыт в 1909 году к 200-летию Полтавской битвы; демонтирован в 1929 году и возвращён на своё место (правда, в виде точной копии) в юбилейном для города 2003 году.
В былые годы по Петербургскому радио можно было услышать, что Русская Церковь празднует память св. Сампсона 8 июля по новому стилю, то есть в исторический день Полтавской битвы. Это не так. Сейчас церковная память Сампсона-Самсона приходится уже на 10 июля и не совпадает с историческим днем Полтавской баталии, потому что юлианский календарь отстал с тех пор от астрономического времени ещё на два дня. В этот же день, 10 июля, – в нарушение хронологии и здравого смысла! – Государственная Дума в 1995 году постановила отмечать и День воинской славы России [2].
Таков ещё один парадокс нашей российской действительности.
Примечания[1] Церковная память богатыря Самсона, условно причисляемого к «судьям Израилевым», совершается в «Неделю святых пра́отец (праотцов)»; это предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым.
[2] Но в XXII веке церковная память св. Сампсона Странноприимца перейдёт на 11 июля по григорианскому календарю (определяющему реальное течение нашей жизни), в XXIII веке – на 12-е и т. д. Очевидно, то же произойдёт и с неподвижной исторической датой этого государственного праздника? (Той же «логике» отстающего юлианского календаря должен будет подчиниться и День Победы (ныне 26 апреля / 9 мая), и Русская Церковь будет совершать поминовение усопших воинов уже 10 мая? Передвинутся даты вообще всех неподвижных памятных дней, зафиксированных одновременно по двум календарным системам: сугубо православные школьники гордо пойдут в школы 2 сентября, церковное новолетие передвинется на 15 сентября, гражданский Новый год – на 2 января, Рождество Христово – на 8 января, «старый новый год» – на 15 января, и т. д.) Студент на экзамене по Вспомогательным историческим дисциплинам получил бы за такой пересчёт даты Полтавской битвы «неуд». Но «думцы», очевидно, вне закона»? Как же несведущие в элементарной хронологии люди могут устанавливать законы? «Вόт в чём вопрос»! На рубеже столетий мы были избавлены от этой шизофренической катастрофы смены дат только потому, что в XX—XXI столетиях разрыв между двумя календарями остался прежним. Слава Богу и учёным историкам: недавний юбилей Петра I мы отметили в его законный день (см.: https://feosobor.ru/2022/06/isaakij-derzkij-monah/ .) Времени образумиться до наступления XXII столетия ещё достаточно.
Последние новости
Обмен опытом между прокуратурами России и Китая
В Санкт-Петербурге прошел прием слушателей Университета прокуратуры России.
Завершился Экономический конгресс VI Международного Муниципального Форума БРИКС
Конгресс собрал экспертов для обсуждения важнейших вопросов охраны здоровья и цифровой трансформации.
Рост бюджета на новогодние подарки в России
В 2024 году россияне готовы тратить больше на подарки, чем в прошлом году.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией