Военно-морской музей покажет первый русский корабельный штандарт
В Военно-Морском музее 8 июня представят национальную реликвию - флаг царя Московского 1693 года.
В Военно-Морском музее 8 июня представят национальную реликвию - флаг царя Московского 1693 года. Это старейший из сохранившихся российских триколоров и первый русский корабельный штандарт - прообраз современных государственных символов России.
Он был поднят Петром I на яхте «Святой Петр» в 1693 году. Под этим флагом молодой царь вышел из Архангельска в свое первое морское плавание. В августе император подарил его архиепископу Архангельскому Афанасию. В музее он оказался в 1910 году. Бытует мнение, что Петр придумал бело-сине-красный рисунок флага под впечатлением от пребывания в Голландии. Но триколор появился за несколько лет до того, как он отправился в Западную Европу в составе Великого посольства (1697–1698 гг.).
В дальнейшем Петр Алексеевич принимал непосредственное участие в составлении проектов знамен и даже делал их черновые наброски, ну а в середине сентября 1694 года, при возвращении в столицу, он пожаловал архангелогородскому архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою». В числе корабельных «прикрас» был и флаг, который установили на высоком древке в Троицком соборе Архангельска, где он и хранился 200 с лишним лет. В 1910 году по Высочайшему повелению флаг был доставлен в Санкт-Петербург, в Морской музей членом Особого совещания при Министерстве юстиции для выяснения вопроса о национальных цветах российского государственного флага и императорского штандарта капитан-лейтенантом 1-го Балтийского флотского экипажа П. И. Белавенцем:
«Флаг сделан из особой флажной материи («флагдуха»), из которой делаются все флаги и сейчас. Полотнище его, представляющее квадрат по 6 аршин в стороне, имеет три горизонтальных полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. Полосы равной ширины. На флаге вшит из той же материи, захватывая все три полосы, желтый орел. У него на груди масляною краской нарисован красный щит с изображением святого Георгия Победоносца. Святой Георгий белый, на белом коне, колет золотым копьем зеленого змия, поворот фигуры «церковный», т. е. в правую сторону щита», - описывал драгоценный груз сам капитан.
За все время существования флаг реставрировался четыре раза: в 1910, 1940–1941, 1956 и 1972 годах. Размеры его полотнища, наклеенного на хлопчатобумажную сетку, составляют 403 х 460 х 414 х 460 сантиметров. Остальные интересные факты вы сможете узнать на масштабной выставке «Под штандартом Петра Великого», насчитывающей около 700 экспонатов. Малоизвестные факты, бытовые детали, предметы, окружавшие Петра I — оружие, модели и подлинные элементы кораблей, предметы искусства, книги — формируют образ человека большой силы духа, воина, полководца и флотоводца, мечтателя и реформатора.
Начало в 15.00.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ruПоследние новости
Петербуржцы завершили лыжный поход в Мурманской области в рамках проекта «Великая Победа»
В Лувеньгских Тундрах в районе Кандалакши Фото: пресс-служба администрации Красногвардейского района Петербурга Спортсмены-туристы детско-юношеского центра «Красногвардеец» завершили лыжный поход в Мурманской области.
Пулково возобновило прямые рейсы из Петербурга в Горно-Алтайск и Махачкалу
Также запланированы международные рейсы Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Аэропорт «Пулково» расширил географию полетов и добавил маршруты по новым направлениям, пишет «МК в Питере» .
Санкт-Петербург помогает Мариуполю подготовиться к 9 Мая
Специалисты занимаются реставрацией памятников Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Петербуржцы помогают Мариуполю подготовиться к 9 Мая.
Один из создателей «Тотального диктанта» Илья Стахеев выступил в роли чтеца в психологической кофейне в Петербурге
В этом году автором текста для диктанта стала российская писательница Марина Москвина Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник» Один из создателей «Тотального диктанта»,