Выбираем систему контроля и управления доступом (СКУД)
Сегодня Система контроля и управления доступом (СКУД) – это неотъемлемая часть любой сферы: офисных зданий, производственных и торговых предприятий, логистических центров, автостоянок и гаражей, гостиниц, образовательных учреждений, а также общественного транспорта и стадионов. СКУД включает в себя различные виды средств контроля доступа, такие как обычные домофоны, турникеты, шлюзовые кабины и прочие. Однако, какую именно СКУД выбрать для определенных целей?
Все средства контроля и управления доступом подразделяются на две категории по способу управления: автономные и сетевые СКУД. Кроме того, существует возможность комбинировать эти два способа.
Автономные средства контроля и управления доступом не требуют центрального компьютера, дистанционного управления, кабельных линий или управления оператора. Преимуществом этой категории является их доступность по цене. Однако, за редким исключением, автономные средства контроля не могут генерировать отчеты, в том числе не имеют возможности контролировать рабочее время.
Сетевые (централизованные) средства контроля и управления доступом управляются через центральный компьютер, обмениваясь информацией с преграждающими устройствами и создавая отчеты о произошедших событиях, прохождении на территорию сотрудников, а также контроля рабочего времени. Возможно также интегрирование с различными подсистемами безопасности, такими как видеонаблюдение, фотоверификация и ОПС.
Универсальные средства контроля и управления доступом сочетают достоинства обеих категорий, работая как централизованные средства контроля, но, при необходимости, переключаясь на автономный режим в экстренных ситуациях, например, при обрыве связи, поломке центрального компьютера или сбоях в сетевом оборудовании.
СКУД также могут классифицироваться по числу контролируемых точек доступа и функциональным характеристикам с ограниченными, расширенными или полнофункциональными возможностями, а также по защищенности от несанкционированных действий.
Таким образом, выбор конкретной СКУД зависит от уточненных потребностей их применения. При этом стоит учитывать, что выбранная СКУД должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к ее функциональности и безопасности.
Контроль доступа к определенным зонам является важной составляющей безопасности во многих офисах и организациях. Для этого используются специальные системы — СКУД (системы контроля и управления доступом). Чтобы такие системы работали правильно, необходимо установить соответствующее оборудование и ПО.
Структура и состав СКУД включает в себя различные устройства, такие как управляемые преграждающие (УПУ) — замки, турникеты, двери и ворота, а также исполнительные (УИ) — замки, защелки и приводные механизмы. Для идентификации пользователя используются считыватели (УС) и идентификаторы (ИД), которые могут быть магнитными, оптическими, радиочастотными или комбинированными.
СКУД также включает в себя средства управления, такие как контроллеры доступа (КД) и приемно-контрольный прибор доступа (ППКД). Программное обеспечение (ПО) может использоваться для построения малых, средних и крупных территориально распределенных СКУД, а также для учета рабочего времени, видео- и фото-верификации, автоматического сканирования, распознавания и ввода документов для оформления пропусков, ведения баз данных и печати пластиковых карт.
Чтобы обеспечить высокую производительность СКУД, заказчики должны обратить внимание на быстродействие системы в целом и ее узлов. Быстродействие напрямую зависит от времени передачи информации туда и обратно, а также времени поиска в базе данных. Поэтому необходимо правильно подобрать контроллеры доступа и центральный контроллер, рассчитать их архитектуру с учетом существующей линии связи. Необходимо учитывать, что с ростом количества точек доступа и объема базы данных быстродействие может снижаться.
Важно выбирать надежных инсталляторов, которые грамотно проведут все работы, от проектирования до пусконаладочных работ «под ключ». Они смогут протестировать систему и взять на себя ответственность в виде гарантии за выполненные работы и поставленное оборудование.
Установка и обслуживание системы контроля доступа
Монтаж систем контроля и управления доступом включает несколько ключевых этапов, которые важны для обеспечения безопасности и защиты персонала и материальных ценностей. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Прокладка проводов и соединительных кабелей является первым этапом и необходимой предпосылкой для установки системы контроля доступа. Обеспечивается связь между всеми устройствами, входящими в систему.
Далее следует установка управляемых преграждающих устройств, таких как турникеты, шлагбаумы, болларды, ворота, двери и шлюзы. Они выступают в качестве барьеров для незаконного проникновения на охраняемую территорию.
Монтаж исполнительных устройств, включающих в себя электромагнитные и электромеханические замки и защелки, обеспечивает работу преграждающих устройств и их надежное закрывание.
Установка считывающих устройств необходима для ввода кодов, снятия отпечатков пальцев или информации с электронных носителей, что дает возможность авторизации прохода.
Центральный контроллер – управляющий компьютер, предназначен для управления всей системой контроля доступа. Установка необходимого программного обеспечения и настройка, наладка тестирование работы всего аппаратно-программного комплекса СКУД – являются обязательными мероприятиями.
Инструктаж персонала по администрированию системы контроля доступа и работе с ней - также нужен для эффективного использования системы.
При необходимости – интеграция СКУД в комплексную систему безопасности или отдельные ее подсистемы.
Заказчики должны понимать, что СКУД – это сложная система с множеством различных компонентов, и выход из строя хотя бы одного из них может парализовать работу системы, поэтому важно проводить периодическую диагностику.
Сервисное обслуживание должно включать проверку состояния СКУД, обнаружение и устранение причин ложных срабатываний, предотвращение воздействия нежелательных факторов, очищение и обследование устройств, диагностику функционирования резервных источников питания, диагностику и настройку программного обеспечения, замену изношенных идентификаторов доступа: карт, брелоков, ключей и др. Все эти меры помогут обеспечить работу СКУД на должном уровне и обеспечить безопасность объекта.
Рассматривая процесс покупки систем контроля и управления доступом (СКУД), один эксперт проводил аналогию с покупкой автомобиля. Покупатель, сначала обращает внимание на мелкие детали и дополнительные функции, установленные в транспортном средстве, но затем либо уходит ни с чем, либо выбирает автомобиль, соответствующий его реальным потребностям. То же самое происходит при приобретении СКУД. Некоторые заказчики первоначально стремятся получить систему контроля доступа, оснащенную самыми современными технологиями, например, биометрический контроль доступа, ищут системы, использующие устройства считывания биометрических показателей. Но когда проектировщик, способный установить такую СКУД, предоставляет смету заказчику, тот понимает, что такая система никогда не окупит тех задач и бизнес-процессов, которые она должна решать и оптимизировать. Широкое использование биометрических систем в повседневной жизни начнется не так скоро, как многие думают, если не учитывать системы для личных целей.
Цена системы контроля доступа зависит от различных факторов, таких как пожелания заказчика, выбор необходимого оборудования или готовых решений "под ключ", класса СКУД, ее емкости, уровня защиты от несанкционированного доступа, функциональности и масштаба контролируемого объекта.
Так, автономные СКУД, представляющие собой видеодомофон с одной вызывной панелью, замком и считывателем ТМ-ключей, могут стоить от 15 000 рублей с учетом проектирования и монтажа, а сетевые системы контроля доступа - от 50 000 до нескольких миллионов рублей.
Фото: freepik.com